Хрущев назвал «шлюхой», получила колье под расписку: самое интересное о съемках фильма «Летят журавли»
![](https://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-bf4e7fa-780x470.jpg)
Автор: Олег Пека
Ровно 65 лет назад на экраны СССР вышел фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым в главных ролях. Это был единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Почему картина вызвала гнев партийного руководства и каким образом к ее каннскому триумфу оказался причастен будущий создатель фильма «Мужчина и женщина» Клод Лелюш? Вот несколько фактов из истории создания фильма:
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-9a6b69c.jpg)
1. В основе фильма лежит пьеса драматурга Виктора Розова «Вечно живые».
Написанная еще в 1943 году, эта пьеса была запрещена цензурой (работник ЛИТа сказал: „Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем“), и была опубликована только в 1956 году. Именно постановкой этой пьесы открылся московский театр «Современник» (с Ефремовым, Волчек, Табаковым и Евстигнеевым в главных ролях), и этот спектакль вызвал такой ажиотаж, что зрители не расходились до утра, обсуждая с актерами поступки главных героев. Режиссер Михаил Калатозов отыскал автора пьесы Виктора Розова и попросил переработать пьесу в сценарий.
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-b566d0f.jpg)
2. Сценарий фильма существенно отличался от пьесы.
Для усиления морального конфликта были убраны некоторые герои и добавлены сцены, которые было невозможно воспроизвести на театральной сцене: протискивающая сквозь плачущую толпу, 22 июня 41 года, Вероника — и она же, 9 мая 45-го — и есть две ключевые сцены фильма, не только закольцовывающие действие, но и придающие ему исторический масштаб, а также батальные сцены с гибелью Бориса на фронте.
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-e99c274.jpg)
3. Татьяна Самойлова попала в картину после долгих сомнений режиссера и сценариста.
Оператор увидел фильм «Мексиканец» с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, восточный раскосых глах, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна. Сомневался в кандидатуре Самойловой и автор пьесы — ему казалось, что она слишком молода для такой роли. Успокоился он только после просмотра готового материала.
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-3c754cb.jpg)
4. Оператор Сергей Урусевский постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы
Оператор Сергей Урусевский был настоящим фанатом своего дела и в свободное время придумывал новые способы съёмок. Например, для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трёхэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского чётко вровень с актёром. От помощников вообще требовалась предельная точность и физическая сила — на съёмках прохода разведчиков они несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора…
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-ae7d61a.jpg)
5. В одной из сцен Баталов получил серьезную травму лица, и боялся за свое актерское будущее.
Снимали сцену драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес девушки — Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Во время одного из дублей, падающий актёр потянул Баталова за собой, и тот упал лицом в воду на обрубленный куст… Баталов очень переживал, что после операции на лице с кино будет покончено, но врач сработал ювелирно, и от травмы не осталось следов.
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-8d23c14.jpg)
6. Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино.
В Москве он снимал документальный фильм об СССР и оказался на легендарном «Мосфильме», где в тот момент работали над пробегом Бориса по лестнице. Увиденное так потрясло его, что молодой человек решил стать режиссером, а во Франции он явился в директору Каннского фестиваля и убедил включить фильм в конкурсный показ. Через 10 лет с фильмом «Мужчина и женщина» он сам стал победителем Канн и обладателем «Оскара».
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-57e88a9.jpg)
7. Во Франции фильм «Летят журавли» получил другое название.
Название фильма перевели как «Quand passent les cigognes», что значит «Когда пролетают аисты». Дело в том, что буквальный перевод «Les grues volent» из-за многозначности каждого слова означал бы также «Проститутки воруют».
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-66b6e9f.jpg)
8. Самойлову в Канны собирали всем «Мосфильмом»
Представлять фильм на кинофестивале полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, так как его семья, дружившая с Ахматовой, считалась неблагонадёжной. Самойлову собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей. По западным меркам одета актриса была скромно, но её появление все равно произвело фурор.
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-10aa079.jpg)
9. О победе на Каннском кинофестивале в Советском Союзе почти не писали
Партийным бонзам фильм категорически не понравился, а героиню Самойловой генсек Никита Хрущев и вовсе обозвал «шлюхой». Картину распорядились пустить вторым экраном, а в заметке о победе на кинофестивале без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма. Тем не менее в кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей, благодаря чему фильм попал на 10-ю строчку посещаемости.
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-6499ba0.jpg)
10. Фильм оказал огромное влияние на мировой кинематограф и… запустил карьеру режиссера Франсуа Трюффо!
Еще до Каннского кинофестиваля права на фильм приобрел продюсер Игнац Моргенстерн — тесть Франсуа Трюффо. Именно последний порекомендовал продюсеру заняться организацией проката фильма во Франции. Сделка оказалась очень выгодной для продюсера с учётом низкой стоимости прокатных прав фильма и его успеха у французского зрителя (более пяти миллионов зрителей). Демонстрация картины началась в июне 1958 года и сопровождалась значительным кассовым успехом, что предоставило необходимые средства и окончательно убедило Моргенстерна профинансировать картину Трюффо «Четыреста ударов», ставшую знаковой для «Новой волны» и для французского кинематографа
![](/wp-content/uploads/2022/10/hrushhev-nazval-shljuhoj-poluchila-kole-pod-raspisku-samoe-interesnoe-o-semkah-filma-letjat-zhuravli-196214f.jpg)