Главный конструктор КБ «Салют»: сделать «Ангару» многоразовой можно, но смысла в этом нет
14 декабря 2020 года успешно прошло второе лётное испытание «Ангары-A5». Она должна стать ключевой российской ракетой, заменить «Протон-М» и начать доставлять на околоземную орбиту самые большие грузы. Об этом и многом другом главный конструктор КБ «Салют» (филиал Центра Хруничева, часть «Роскосмоса») Сергей Кузнецов дал любопытное интервью телеканалу «Россия-24».
Недавно руководитель государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что новая российская тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5» будет запущена в серийное производство в 2023 году. В настоящее время полным ходом идёт подготовка к третьему пуску тяжёлого носителя. На следующий год запланированы пуски тяжёлой и лёгкой модификации «Ангары», но может состояться и третий пуск лёгкой ракеты — в зависимости от нужд Министерства обороны. Во всех случаях будут выводиться уже реальные спутники, а не массово-габаритные «болванки».
Предыдущий пуск «Ангары-А5» состоялся 6 лет назад в 2014 году. Эти годы ушли на налаживание производства на омском «Полёте» вместо Москвы, и теперь «Роскосмос» планирует довольно быстро наращивать скорость сборки новых ракет. В Омске пока будут собираться универсальные ракетные модули, а заключительные операции будут производиться в Москве. Третья ступень также изготавливается и проверяется в Москве. В будущем на «Полёте» будет полностью делаться лёгкая Ангара-1.2. Но третья ступень для тяжёлой ракеты будет по-прежнему производиться в Москве, хотя и эта задача может быть перенесена в Омск.
Также ведущий конструктор подтвердил, что модернизированная тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5М» получит форсированные двигатели, которые позволят выводить больше полезной нагрузки или, работая в более щадящем режиме, людей на орбиту. Её запуск планируется на конец 2024 года.
В отношении стоимости «Ангары» Сергей Кузнецов дал такую ориентировку: сегодня стоимость пуска тяжёлых ракет-носителей «Протон-М» и Falcon-9, включая все затраты и страховку, находится ближе к отметке в $50 млн. У «Ангары-А5» (речь идёт о втором испытательном пуске и опытном производстве) — ближе к $100 млн. Но всё дело в том, что серийное производство пока не налажено. А в перспективе, естественно, эта сумма существенно снизится.
На вопрос, почему российская космонавтика не идёт по пути возвращаемых ракет, как это делает SpaceX, господин Кузнецов ответил: «Я не могу сказать, что мы не идём по этому пути. У нас имеются довольно серьёзные материалы, которые разработаны и проработаны. Но здесь нужно очень строго оценить экономику этого процесса. С точки зрения техники и технологии сделать возвращаемой ту же самую «Ангару» не составляет серьёзных проблем. Это возможно на нынешнем этапе развития. Более того, это было возможно ещё в 1970-х годах, когда сделали возвращаемой самую дорогую часть ракеты космического назначения — сам аппарат. Сначала появился Space Shuttle, потом наш «Буран». Тогда тоже смотрели на экономику, доказывали, что это будет выгоднее. Но пуски показали — вначале американских коллег, потом и «Бурана» — что это крайне дорогое удовольствие. Советский Союз уже не смог поддерживать эту программу из-за дороговизны по тем временам, к сожалению. Американцы чуть позже вынуждены были её свернуть и несколько лет летали на наших одноразовых кораблях, потому что по цене это было значительно дешевле. Подобная история может случиться и с возвращаемыми ступенями. Да, там скорости другие, вернуть её проще, чем корабль, но тем не менее нужно внимательно посмотреть экономику. Наши проработки пока показывают, что мы находимся на грани — чуть дешевле, чуть дороже. И любое вложение в этот проект очень рискованное, поэтому пока не решаемся делать эти вложения».
Напомним: «Ангара» — это семейство экологически чистых ракет-носителей разных классов, в которых не используются агрессивные и токсичные компоненты топлива. Основой для их создания служат универсальные ракетные модули УРМ-1 и УРМ-2. Например, в составе лёгкой «Ангары-1.2» используется один УРМ-1, а в тяжёлой «Ангаре-А5» — пять УРМ-1. Есть также средний вариант «Ангара-А3», тяжёлый «Ангара-А5М» и носитель повышенной грузоподъёмности «Ангара-А5В», на который возлагают большие надежды.