Главная задача школы — помочь детям учиться самостоятельно
Переход на дистанционное обучение стал вызовом для многих школ — оказалось, что сложности часто связаны не только с технической оснащённостью учебных заведений, но и с психологической неготовностью педагогов и школьников к новому формату работы. Рассказывает Владислав Константинович Волков, директор Аликовской средней школы имени И. Я. Яковлева (Чувашская Республика).
Много различных реформ было в системе образования: советской, российской, даже можно вспомнить систему образования Российской империи. Несмотря на попытки реформировать её сверху, она в целом сохраняла свою неизменность, показала свою живучесть. Когда несколько десятилетий назад, в начале 90-х, мы только начали внедрять информационные технологии, система образования встретила их весьма настороженно. Информатизация не привела к радикальным изменениям.
Я думаю, в связи с эпидемией открывается окно возможностей, которое даст толчок развитию смешанного образования, оно позволит снизить значимость стен — в прямом смысле, стен школьных. Возможно то, о чём мы так долго говорили: необходимость развития электронного образования — сейчас пойдёт очень быстрыми темпами. И во главе этих преобразований должны встать рядовые учителя, которые будут организовывать дистанционное образование и делать ставку на технологии.
В нашей школе задумались о переходе к смешанному обучению ещё в 2006 году. Тогда всё начиналось с попыток создать собственные сайты или образовательные курсы на платформе Moodle — у кого-то это получилось, у кого-то нет. Ведь такая работа требует просто фанатичного труда и огромных временных затрат! Да и финансовых — тоже.
Естественно, возникают страхи: «этого мы ещё этого не опробовали», «опыта работы у нас в этой системе нет», «некоторые дети будут отлынивать».
Стандарт педагога требует от учителей владения информационными технологиями, и если они не в состоянии это сделать, то директора должны их отстранить от работы за несоответствие занимаемой должности. Может быть, им следовало это сделать чуть раньше, как ни жестоко это звучит…
Учителям совершенно не стоит бояться конкуренции со стороны новых технологий, так как это лишь инструмент в руках педагога. Сами по себе они не работают, начинают помогать, только когда попадают в руки к мастеру. И учителя, конечно, эти технологии должны использовать искусно, и, самое главное, вдохновить учеников на то, чтобы они в первую очередь занимались самообразованием. Всё-таки идеальная методика — это отсутствие методики, идеальная дидактика — это отсутствие дидактики, но только когда все задачи образования учтены и успешно решаются.
Да, все мы встречались с такими детьми, которым не помогают никакие приёмы и технологии, которых мы с трудом тащим из первого в девятый класс. И организация контроля здесь имеет очень большое значение.
Поэтому пять лет назад мы обратили внимание на ЯКласс и стали периодически использовать его в работе, потом втянулись и на педагогическом совете приняли решение всей школой перейти на эту платформу. Почему? Она быстро развивается, постоянно пополняется новыми заданиями, очень удобно интегрируется и с нашей школьной программой, и с электронными дневниками, существенно облегчает труд учителей за счёт автоматизированных проверок. А это также означает, что домашние задания можно индивидуализировать. Плюс решается проблема списывания, ведь с появлением ГДЗ это стало настоящей головной болью. На ЯКласс мы перенесли проведение промежуточной аттестации и выдачу домашних заданий.
Сейчас с утра учителя выставляют в электронных дневниках задания для самостоятельной работы, дают сроки выполнения — обычно до следующего урока. Ребята работают на ЯКласс, используя различные ссылки, ресурсы, учебники. Упражнения могут быть проверены даже позже, когда завершится удалённое обучение. Естественно, найдутся дети, которые не выполнят задания. Ну, пока мы решили, что если ребёнок не выполнил задания, мы ему будем в журнале ставить «нет», то есть он отсутствовал на уроке, не выполнил это задание, находясь дома. Других способов прямого воздействия на ученика у нас пока нет. Мы его не видим, в глаза ему посмотреть не можем — и всё-таки нужно поддерживать с ним постоянную связь.
На педагогическом совете договорились, что видеоканалы будем использовать в большей степени для индивидуальных консультаций и вообще минимизируем использование тех ресурсов, которые требуют высокоскоростного интернета.
Мы уже давно сталкивались с тем, что существует проблема интернет-неравенства. Сейчас она может вылиться в проблему неравного доступа к образованию. Полностью решить её сейчас не получится, но сгладить реально.
Смягчить требования к детям «без компьютера и интернета» мы не можем: образовательная программа одинаковая, стандарты одни. Порой в семьях один компьютер на двух-трёх, а то и более учеников. Работать в режиме видеоконференции одновременно они не могут. Поэтому при удалённом обучении необходимо использовать методы коммуникации через интернет, которые не требуют от школьника привязки по времени к тому или иному уроку.
К тем ученикам, у которых полностью отсутствует доступ к интернету, мы ищем отдельный подход. Классные руководители обзванивают эти семьи, сообщают этим детям задания, чтобы они могли их выполнить. И мы будем уже на практике отрабатывать способы проверки заданий, выданных таким образом. Некоторые родители действительно категорически против любых гаджетов, и мы не можем их обязать приобрести детям электронные устройства. Единственное — можем только призвать сделать какие-то послабления для детей на этот непростой период.
Кстати, часть компьютерного парка школы передали педагогам, чтобы они могли работать из дома. И в отдельных случаях школа имеет право передать ученикам на дом ноутбуки, компьютеры под ответственное хранение с тем, чтобы они могли использовать эту технику в учебных целях.
Вообще, лучшее образование — это самообразование. И перед современной школой как раз должна стоять задача прививать ученикам навыки универсальных учебных действий. Вот сейчас мы посмотрим, как это у нас сработает, смогут ли наши ученики самореализоваться, самоорганизоваться и построить самообразование под удалённым руководством учителей.
В общем, это будет своего рода экзамен для нашей системы образования в целом и одновременно «окно возможностей» для дальнейшего революционного развития. Надеюсь, что мы этот экзамен выдержим.