ГИБДД начала штрафовать с помощью дронов. Где они летают и как наказывают

Из российских регионов стали все чаще приходить сообщения о летательных аппаратах, которые сотрудники ГИБДД используют для выявления нарушителей на дорогах. Сами правоохранители регулярно публикуют результаты таких рейдов на официальном сайте ведомства, напоминая автомобилистам о последствия одного из самых опасных нарушений — выезда на встречную полосу. Пока именно за этот проступок наказывают с помощью дронов, хотя техника способна фиксировать гораздо больше нарушений.

ГИБДД опубликовала фотографию одного из таких случаев на своем сайте. На фото видны дата и время нарушения, а также автомобиль, который совершает обгон с пересечением сплошной линии разметки и заездом на встречную полосу.

В этом материале:

  • Как работают беспилотные летательные аппараты ГИБДД
  • Может ли ГИБДД штрафовать по видео с дрона
  • Как обжаловать штраф с дрона
  • Где летают дроны ГИБДД
  • Как работают беспилотники ГИБДД?

    Согласно данным ГИБДД, запуски беспилотных аппаратов осуществляются совместно с региональными управлениями Росгвардии, которое специализируется на беспилотных летательных аппаратах. Летательная техника дает инспекторам возможность контролировать участок дороги протяженностью до 10 километров.

    Летательная техника дает возможность контролировать участок дороги протяженностью до 10 километров.

    Фото: ГК «Автодор»

    Программное обеспечение беспилотников позволяет сопровождать машину в автоматическом режиме до момента ее остановки сотрудниками полиции. Когда техника видит нарушение, она сохраняет видеозапись в «облаке» на жестком диске оператора. Сотрудники ГИБДД на земле ловят автомобиль и показывают водителю запись нарушения. Это видео также приобщают в качестве доказательства к протоколу.

    Следить за встречной полосой сотрудникам ГИБДД помогают не только беспилотники, но и управляемые с земли квадрокоптеры. Например, в Новосибирской области сотрудники ГИБДД следят за выездами на встречку именно с помощью квадрокоптеров. Запись с камеры также служит доказательной базой нарушения в суде.

    Это вообще законно?

    Российское законодательство не запрещает фиксировать административные правонарушения на БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Для этого в КоАП есть статья 26.2, в которой указано, что «доказательствами по делу…являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела». То есть доказательством проступка может быть любая видеозапись.

    При этом метрические замеры такая техника делать не может. То есть дроны, например, не в состоянии фиксировать превышение скорости. Дело в том, что к таким специальным техническим приборам предъявляют требования о наличии свидетельства о поверке, целостности клейма государственного поверителя. Поэтому видео с дронов инспекторы ГИБДД могут использовать только при фиксации самого факта выезда на встречку.

    Следить за встречной полосой сотрудникам ГИБДД помогают не только беспилотники, но и управляемые с земли квадрокоптеры.

    Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области

    «Сотрудник может использовать БПЛА без каких-либо ограничений. Если при съемке на дрон будет различим автомобиль, государственный номер и само нарушение, то инспектор без колебаний будет использовать полученную съемку в качестве доказательства», — объяснил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.

    Можно ли обжаловать штраф по видео с беспилотника?

    По словам юриста, постановление о нарушении, выписанное с помощью дрона, можно попытаться обжаловать, как и любой другой штраф. 

    «Можно задать несколько вопросов — например, фиксировал ли сотрудник ГИБДД нарушение собственными глазами. А есть ли на БПЛА функция GPS или устройство ГЛОНАСС, по которым можно точно установить место правонарушения? Потому что установление конкретного адреса места совершения правонарушения необходимо. Важно уточнить, имеется ли привязка к дате и времени. Должно быть ясно, когда была сделана запись», — объясняет юрист.

    Также стоит выяснить, велась ли запись на всем отрезке от места нарушения до остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД, либо есть временное окно, в котором автомобиль после нарушения уже не фиксировался.

    «И если есть такой отрезок времени после нарушения и до остановки, в который могла произойти замена водителя, то можно использовать и этот аргумент. В целом, чем больше неясности, тем лучше для водителя. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, вина водителя должна быть установлена, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица», — объясняет Орест Мацала.

    Юрист также уточнил, что сотрудник полиции, вероятно, все равно составит административный материал, но в ходе разбирательства, либо при обжаловании, все несовершенства беспилотника могут сыграть на руку водителю. Однако современные беспилотные средства сейчас технически сильно развиты — они фиксируют место нарушения, марку и модель, а также госномер автомобиля, дату и время нарушения. И делают запись в непрерывном режиме от места нарушения до конкретного патруля ГИБДД.

    Где можно встретить дрон ГИБДД?

    Летательные аппараты следят за ситуацией на дорогах регионального и федерального значения почти во всех регионах, а первые дроны ГИБДД запустила в небо еще в 2014 году.

    Беспилотную аппаратуру используют инспекторы ГИБДД в Краснодарском крае. За один день техника помогает выявлять по четыре случая выезда на полосу, предназначенную для встречного движения. В Госавтоинспекции региона отмечают, что «профилактические рейды проходят регулярно, их цель — снижение аварийности, профилактика агрессивного вождения и антиобщественного поведения на автодорогах».

    Семь лет назад с помощью дронов в Тюменской области ловили любителей езды по обочине. В 2015 году беспилотники стали использовать на Дальнем Востоке и в Свердловской области. Уже тогда техника могла распознавать номера автомобилей и факт пересечения сплошной линии разметки.

    Первые дроны ГИБДД запустила в небо еще в 2014 году.

    Фото: droneflyers.ru

    Еще через год дроны запустили над трассой из Перми в Екатеринбург. Потом использовать технику стали в ГИБДД Ставрополья и в Амурской области. «Техническое устройство просто в управлении, стоит дешевле стационарных камер и может применяться как в дневных, так и в ночных условиях», — объясняют популярность дронов в региональных инспекциях ГИБДД.

    Источник

    Tags

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Закрыть