Генеалогия в школе: зачем изучать с детьми историю их семей
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Одним из последствий самоизоляции стал возросший интерес к генеалогии. Ведь с развитием технологий многое об истории семьи можно узнать, не выходя из дома, с помощью интернета. Педагоги и краеведы рассказывают, какие плоды приносит внедрение генеалогии в школьные уроки.
Чем полезна генеалогия
У большинства современных детей знания родословной в лучшем случае заканчиваются именами прабабушек и прадедушек. Генеалогия — это наука о родственных связях, которая позволяет исправить ситуацию и собрать сведения о своем происхождении, истории семьи, судьбах родственников.
В числе причин, по которым полезно изучать генеалогию:
- Понимание истории.
Дети могут вызубрить исторические события и имена, но не осознавать их сути и значения для судеб людей. Через знания о предках история приобретает более наглядный характер. На примере семьи можно узнать о коллективизации, раскулачивании, строительстве железных дорог, заводов и ГЭС, политике лидеров страны и так далее.
- Воспитание патриотизма.
Чувство причастности к событиям прошлого способствует росту интереса к истории и культуре страны. Становятся понятнее истоки и пути развития родного края. Появляется ощущение важности собственной жизни и деятельности для будущего.
- Формирование ценностей.
На примере семьи и родственников проще поговорить с детьми о доблести, чувстве долга, исторической справедливости. Эти слова из пустого звука становятся смыслом жизни родных и близких людей.
- Налаживание контактов в семье.
Собирать материалы по истории своей семьи — это, в первую очередь, означает говорить с родителями, бабушками и дедушками, старшими родственниками. Им приятно внимание к себе детей. А ребятам полезно узнать, в какие игры раньше играли, чем занимались после уроков, какую носили одежду — ведь это этнографические знания из первых рук.
«Изучение родословной дает возможность более тесно общаться с родственниками, перенимать опыт поколений — этого так не хватает в наше время. Дети учатся устойчивости к трудностям и невзгодам, умению не падать духом, не терять себя, как делали это их бабушки и дедушки в самое нелегкое время. Так они испытывают гордость за предков и историю страны», — считает заведующая библиотекой школы № 21 г. Шарья Костромской области Нина Румянцева.
Освойте новую специальность и получите сразу две квалификации: учитель истории и педагог-репетитор.
Что будет:
— освежите собственные знания по истории,
— сможете создать собственную учебную программу,
— научитесь готовить детей к ЕГЭ и ОГЭ,
— освоите навыки психологической работы с учениками и родителями.
Что вы получите:
диплом о профессиональной переподготовке,
две специальности, которые легко совмещать и зарабатывать больше.
Доступна рассрочка.
Узнать подробнее
Генеалогия на уроках: кейс костромских школ
В школе № 13 им. Р. А. Наумова г. Буй Костромской области разработали программу «Нить времен», в которой участвуют дети всех возрастов. Здесь высоко ценится преемственность поколений, ведь школа работает с 1905 года — в ней учились еще прабабушки и прадедушки нынешних школьников.
В школьном историко-краеведческом музее, которым руководит учитель начальных классов Валентина Рог, учащиеся работают с историческими документами, воссоздавая историю семей, родного края и всей страны:
«В процессе краеведческой работы школьники даже объединяют семьи. Например, по архивным данным они установили родство между династиями Караваевых и Корешковых, о котором члены семей даже не подозревали», — рассказывает Валентина.
Детям интересно знать, кем были их предки — крестьянами, купцами или дворянами, кто из семьи принимал участие в военных действиях, кем стал после войны. Темы генеалогии в школе затрагивают на уроках окружающего мира, русского языка и, конечно, истории:
«С учениками девяти лет и старше мы смотрим видеоролики, которые помогают не только вести беседу со взрослыми, но и работать с семейным архивом, грамотно пользоваться интернет-ресурсами в исследовательских целях», — поясняет Валентина.
В школе планируют индивидуальные проекты по восстановлению семейной истории с учащимися и мастер-классы для детей и их родителей:
«Помимо практической пользы, выражающейся в понимании истории, причастности к ней, такая деятельность объединяет семью», — считает педагог.
Ученики восьмого класса школы № 21 Роман Вылегжанин и Ярослав Мишенев уже придумали темы своих будущих проектов.
Роман Вылегжанин:
«Я решил изучать связь членов своей семьи с историей развития российских железных дорог. У меня там работало много родственников».
Ярослав Мишнев:
«Мне интересно найти информацию о воинском пути и боевых наградах своих родственников. Они сражались в Великую Отечественную войну, но подробностей я пока не знаю».
Сотрудники Костромского института развития образования организуют регулярные вебинары для педагогов, где учат проводить классные часы и библиотечные уроки на тему «Моя родословная», внедрять в школьную программу личные и семейные истории, которые превращают учеников из просто мальчиков и девочек в носителей исторической памяти.
«Семьи, где нет общих интересов, нет традиционных ритуалов, родословной, чаще разваливаются. Важно воспитывать детей на общности, где каждый родственник важен как часть огромного семейного древа», — считает директор департамента образования и науки Костромской области Илья Морозов.
Как изучать родословную
- Разговаривать с родственниками.
Задавать им вопросы об их жизни, записывать ответы в тетрадку или на диктофон, чтобы фиксировать ответы, сопоставлять и анализировать данные. После можно превращать их в презентации, доклады и стенды, рисовать генеалогическое дерево.
- Работать с архивами и документами.
В генеалогических поисках могут помочь центральные, городские, областные и специализированные архивы, в которые можно обращаться с письменными запросами по электронной почте, а также форумы и онлайн-базы данных:
- forum.vgd.ru — генеалогический форум, где задают вопросы о генеалогии, истории, геральдике, ищут уже опубликованную информацию;
- podvignaroda.ru — электронный банк документов о Великой Отечественной войне;
- ru.openlist.wiki — база данных репрессированных (1917–1991 гг.), построенная по принципу Википедии;
- rgada.info — сайт Российского государственного архива древних актов.
- Присоединяться к сообществам.
Повсюду существуют местные сообщества генеалогов, историков и краеведов. Они формируются по географическому принципу. Например, есть группа «Генеалогия в Туле» или Клуб генеаголиков. Участники с удовольствием делятся своими технологиями и проектами, помогают советом начинающим или предоставляют информацию по запросу.
- Использовать специальные платформы.
Например, онлайн-проект Familio. Его создатели, российские генеалоги, историки и краеведы, руководствуются девизом:
«Каждый человек достоин того, чтобы о нем помнили».
На сайте можно:
- рассказать историю своей семьи, поместить фотографии родственников;
- больше узнать о своей фамилии;
- отыскать семейные «корни» на картах России, Украины и Белоруссии;
- изучить в онлайне архивные документы и справочники;
- понять, как устроена генеалогия, и провести собственное исследование.
Доступ ко всем материалам сервиса бесплатный.