«Это просто ад». В Петербурге скандал из-за платной парковки и штрафов
Противостояние возникло между тысячами автовладельцев из Санкт-Петербурга и местными властями, взявшимися за борьбу с запаркованностью городских улиц. Причина – огромное количество штрафов за неоплаченную платную парковку, запуск которой в полную силу в период самоизоляции для многих оказался полной неожиданностью.
Пока водители отсиживались дома из-за коронавируса или просто пользовались привычными стоянками, местные власти смогли устранить правовую коллизию и решить проблемы с передачей личных данных водителей между ведомствами, которая длились последние пять лет. В итоге городские власти смогли не только фиксировать нарушения, но и оформлять штрафы – так автомобилисты незаметно накопили долги. Суммы некоторых доходят до 100-300 тыс. рублей.
Как появились штрафы на 300 тыс. рублей
Мастер резьбы по дереву Илья Малый получил 36 постановлений на 108 тыс. рублей и, по его словам, платить не намерен. Он рассказал , что создал объединение оштрафованных автомобилистов и вместе с ними готовит обращение к президенту Владимиру Путину, в котором объяснит, что о штрафах водителей не извещали. Кроме того, изменения пришлись на пандемию и период изоляции.
«Мне нужно было спасать бизнес, вывезти семью, в новостях – одна пандемия, – объяснил Малый. – В моем районе лет пять стояли эти паркоматы, но никто не платил, зная, что пока закон не работает. Сам я на самом деле за платную парковку, это помогло бы навести на улицах порядок. Но ведь не таким бесчеловечным образом. Мне и другим водителями извещения на госуслуги пришло только через два месяца. Если бы я узнал сразу, я бы, конечно, оплатил штраф, парковался бы по-другому. Как со штрафами ГИБДД – нарушил, сразу узнал, заплатил. А тут просто тишина. У людей машины стоят по 100 тыс. рублей, а долгов – на 250 тыс. рублей. Ну выписали бы один штраф, эвакуировали бы, мы бы все поняли».
У автомобилистки Светланы Галузы долгов еще больше – на 186 тыс. рублей. Она уверяет, что оплатила резидентное разрешение, только отнести квитанцию в МФЦ не могла – они были закрыты на период пандемии.
«Оплатила парковку, но не донесла бумажку в МФЦ – вот и штраф. Какая машина теперь, уже жить не хочется, просто ад», – жалуется она.
Фото: krti.gov.spb.ru
Елена Янсон рассказала, что каждый год оплачивала годовую парковку, в мае закончился срок продления «разрешения местного жителя» и ей пришло 22 штрафа по 3 тыс. рублей. Только вот в неработающие МФЦ для продления услуги записаться все это время она не могла.
Автомобилистка Алиса Шахматова должна за платную парковку 51 тыс. рублей – она неудачно оставила машину на стоянке на долгое время. «Во время пандемии парковалась на участке дороги между Озерным и Ковенским переулками. Там нет ни разметки, ни паркомата, ни таблички о том, что парковка платная. Извещения приходили по месту прописки, где я не живу, а в приложении они появились только через два месяца. Выпускница одного из университетов Елена Миллер жила в зоне платной парковки на улице Маяковского. По ее словам, арендодатель наотрез отказалась помогать с временной регистрацией и парковкой, поскольку «никто не штрафует».
«В разгар пандемии из дома я практически не выходила, машина большую часть времени стояла перед парадной. О штрафах я узнала только во второй половине июня, причем они начали приходить совершенно разным образом — сперва пришел за первые числа апреля, затем за начало мая, потом опять за апрель и так далее, — поделилась Миллер. – По месту прописки я не живу. За три месяца неведения накопилось 120 тыс. рублей долга».
По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга, к маю нарушители получили 6 202 постановления об административных правонарушениях, 430 из которых сразу оплатили. Более свежих данных в ведомстве на запрос предоставить не успели. Однако согласно более ранним сообщениям КРТИ, общий доход от пользования платными парковками до пандемии составлял в среднем 3,68 млн рублей в месяц.
Фото: krti.gov.spb.ru
Почему платную парковку не могут сделать 10 лет
Сделать парковки платными в Санкт-Петербурге пытались сначала в 2010 году – тогда в законе «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» появился штраф за занятие парковочного места на платной парковке без оплаты в размере трех тысяч рублей для граждан и юрлиц. Лишь спустя пять лет, в сентябре 2015 года, вступило в силу распоряжение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, о непосредственном создании и использовании на платной основе парковок расположенных на автомобильных дорогах общего пользования. А чтобы узаконить саму оплату и оформление штрафов, в декабре 2014 года правительство Санкт-Петербурга подписало еще одно распоряжение.
Как оказалось, документ не учел противоречия между региональным и федеральным законодательствами в части передачи персональных данных нарушителей при наложении на них штрафов за неуплату парковки. В итоге из-за невозможности привлечения нарушителей к ответственности система просто не работала – за парковку платили «по желанию», абонементы водители не покупали, резидентные разрешения для жителей «платных» районов оформляли не все.
С 12 марта 2020 года вступили в силу изменения в законодательство, которые эту коллизию устранили и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) начал не фиксировать нарушения правил оплаты платных парковок, но и рассылать штрафы. Об этом на сайте городской администрации появилась соответствующая публикация.
Зона платной парковки действует ежедневно с 08:00 до 20:00 на 27 улицах Центрального района Санкт-Петербурга, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной реки Фонтанки. До конца сентября власти обещают разметить все платные места синим цветом. Оплату можно внести в течение 15 минут после парковки, после которых прилетит штраф. Также водителя накажут, если после срока окончания оплаты он простоит на месте больше 10 минут. Парковка для легковых автомобилей стоит 60 рублей в час. Жители зоны платной парковки могут оформить парковочное разрешение стоимостью 1 800 рублей в год. Действуют и льготы, в том числе для инвалидов и многодетных семей. Для оплаты работает мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга», сервис отправки СМС-сообщений на номер 2722 и сайт www.parking.spb.ru.
Что говорят власти
Фото: krti.gov.spb.ru
В начала августа председатель КРТИ Андрей Левакин встретился с журналистами, напомнил об изменениях и рассказал, что «основная цель создания платной парковки в центре — упорядочить хаотичную парковку и оптимизировать транспортные потоки».
«Действующая зона является пилотной и на этом проекте необходимо отработать все возможные нюансы, прежде чем продолжить его масштабирование – расширение платной зоны. Петербуржцы должны знать, что такое платная парковка, для чего она создается и как ею пользоваться», — объяснил Левакин.
Письма к Путину и жалоба ФАР
Часть должников уже направили жалобы на все возможные уровни – от губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова до президента Владимира Путина. Также с обращением к губернатору выступила Федерация автовладельцев (ФАР). Там обратили внимание на то, что постановления о штрафах нарушители получали с задержками до двух месяцев. Наряду с этим, по данным ФАР, информация о нарушениях на протяжении нескольких месяцев была недоступна на портале Госуслуг.
«Дезориентированные жители не продлевали парковочные разрешения или не оформляли их вовсе, ожидая, что несостыковки будут устранены, — говорится в обращении ФАР. – Изменения совпали с периодом, когда жители и городские власти применяли беспрецедентные меры по профилактике и борьбе с COVID-19, а за нарушение режима самоизоляции грозили уголовной ответственностью».
ФАР предложила отменить все административные штрафы за нарушение правил оплаты платных парковок Санкт-Петербурга, вплоть до 3 августа – это день, когда в МФЦ начали принимать граждан без предварительной записи.
Между тем юрист Михаил Никитин в беседе с признает, что с законодательной точки зрения оспорить штрафы будет сложно – ведь формально все документы действительно вступили в силу. Но вот сам период запуска штрафной системы, по его словам, выбран в крайне неудачно время.
направил запросы в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, а также в пресс-службу правительства города.