Есть ли в Екатеринбурге школьные автобусы?
Как же я завидовала американским школьникам в далекие 90-е, когда на наших экранах появились зарубежные фильмы, где ребята моего возраста отправлялись в школу на ярких, желтых автобусах. А есть ли школьные автобусы у нас? Почему появился этот вид услуги и востребован ли он в России?
У каждой страны есть свой символ — Биг Бэн и Эйфелева Башня, Статуя Свободы и Матрешка. Много лет спустя я сама оказалась в штатах, где мне довелось прожить несколько лет. Именно тогда я поняла, что школьный автобус — это такой же символ Америки, как пепси и Микки Маус. Просто невозможно представить себе даже самый маленький городок без школьного автобуса.
Неудивительно, что данный вид транспорта появился именно в Америке. Исторически, географически так сложилось, что во многих населенных пунктах школа находилась слишком далеко. Поэтому появление такого вида транспорта закономерно.
Вообще повозки для централизованной доставки детей в школу применялись еще в ХIХ веке. Это были крытые брезентом телеги с лавками вдоль бортов. Сейчас же в индустрии транспорта работает целая отрасль по разработке и созданию школьных автобусов.
У автобуса существует специально созданный желтый цвет, на котором лучше всего видны черные надписи, большое количество зеркал или камер, которые помогают водителю автобуса держать в поле зрения всех выходящих детей, на крыше автобуса расположены цветные фонари, а на бортах выдвигающиеся знаки STOP и шлагбаумы, которые сохраняют безопасность детей при посадке и высадке.
Когда я впервые на дороге встретила впередиидущий автобус, была удивлена тому, что ни одна машина не пошла на обгон. Оказывается, этого нельзя делать по правилам дорожного движения.
Обычно в школу дети ездят на автобусах до 15-16 лет. Если у тебя нет прав или машины, и ты вынужден ездить на школьном автобусе, твой авторитет резко падает в глазах одноклассников. Еще 20 лет назад собственный автомобиль у школьника был роскошью, сейчас же большинство старшеклассников перемещаются на своем транспорте.
На сегодняшний день более 50% автобусов в США — именно школьные автобусы. Неудивительно, что в Америке существует целая субкультура школьного автобуса: некоторые списанные автобусы ранее использовали в качестве клубов с игровыми автоматами, в них обустраивали бары на колесах, американцы даже запустили гоночное шоу между школьными автобусами.
А как же у нас?
В России такого сервиса, к сожалению, нет. Когда-то СУНЦ УрГУ, на заре своего существования, организовывал доставку лицеистов до места учебы, но на данный момент ученики добираются самостоятельно.
Именно поэтому мы обратили внимание на запуск в Екатеринбурге Первого Школьного экспресса района «Солнечный». Идея запуска экспресса, а также его финансирование принадлежит генеральному застройщику «Солнечного» — компании «Форум-групп».
Автобус будет курсировать через школы №156, №44, №55, №61. Маршрут и график движения Школьного экспресса был разработан на основании заявок родителей, согласован с ГИБДД и Администрацией района и проработан силами УК «Солнечный» с точки зрения безопасности: дополнительно были оборудованы места посадки и высадки детей, в том числе возле школ, обустроены пешеходные переходы, установлены лежачие полицейские.
Экспресс останавливается лишь на отведённых для этого местах, школьники переходят дорогу там, где есть пешеходные переходы и установлены соответствующие знаки. При этом маленькие путешественники не ходят одни – с ними ездит сопровождающий – сотрудник УК «Солнечный», который встречает их, усаживает в экспресс, а затем провожает до школы. После окончания уроков сопровождающий забирает ребёнка со школьного двора и доводит до дома, ни на секунду не оставляя одного.
Сопровождающий также следит, чтобы все учащиеся во время путешествия в комфортабельном экспрессе были пристегнуты ремнями безопасности. А чтобы ребята не заскучали, для них транслируются детские-научно-познавательные или развлекательные программы на экране телевизора, установленного в салоне.
Для удобства учеников расписание экспресса подстраивается под школьное. Чтобы никто не опоздал на уроки, экспресс отходит в 7:00 из Солнечного. В 12:30 экспресс вновь отвозит школьников, которые учатся во вторую смену, и на обратном пути забирает домой учеников с первой смены. Вечером экспресс снова в пути – чтобы доставить до дома учеников второй смены.
Евгений Грибак, заместитель директора УК «Солнечный»:
— Школьным экспрессом интересуются не только родители, которые уже живут в Солнечном, но и те, кому еще только предстоит сюда переехать. До конца года застройщики планируют сдать еще два жилых квартала, так что количество жителей очень скоро утроится. Когда мы объявили, что запускаем этот проект, буквально в считанные дни набралось порядка пятидесяти заявок. Два десятка семей уже оформили документы. Так что услуга неизбежно будет развиваться, и в зависимости от потребностей жителей, на нем будут появляться либо автобусы большей вместимости, либо дополнительные машины, либо будут организовываться новые маршруты в те школы, в которые мы пока еще не доставляем детей.
Также уже заказано и в октябре должно прийти новое оборудование для школьного экспресса. Мы будем использовать школьные Екарты для регистрации маленьких пассажиров на борту. В приложении, которое используют для коммуникации с УК жильцы, родители будут получать push-уведомление — что-нибудь вроде «ваш ребенок зашел в школьный экспресс». В дальнейшем мы оснастим экспресс GPS-маячком, который позволит в том же приложении в режиме реального времени отслеживать движение по маршруту.
Пусть пример компании «Форум-групп» станет показательным для других застройщиков. Ведь проблема доставки детей в школы Екатеринбурга стоит остро. Появление Школьных Экспрессов в городе значительно облегчит жизнь родителей, избавит их от необходимости самостоятельно довозить ребенка в школу, разгрузит дороги в утренние часы. А также упростит жизнь и школьников, которые часто вынуждены добираться в школу самостоятельно. Спокойствие родителей, безопасность и удобство для детей — вот что такое Школьный Экспресс в районе «Солнечный».
Официальная группа района Солнечный ВКонтакте
Проектные декларации