Еще три неудобных вопроса к учителю
Фотографии: Unsplash, личный архив Алексея Московского. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Алексей Московский, педагог Гимназии им. Е. М. Примакова и автор Дзен-блога «Коучинг в образовании», задает неудобные вопросы о педагогической профессии.
-
Не пагубна ли формула «Урок — это я»?
Иногда учитель, особенно заслуженный, титулованный или просто пользующийся репутацией школьного светила, продолжает кичится своим опытом, авторскими наработками, удачными находками, не замечая при этом, что давно просто «читает» урок «в лоб».
Ни на миллиметр не отступает от когда-то найденной «траектории урока», не допускает ни малейшей импровизации, как своей, так и детской, а иногда настолько уверен в своем педагогическом таланте, что вынуждает учеников учить «урок» как цельную композицию буквально наизусть.
Хорошо ли это?
Не напоминает ли такой урок религиозный ритуал, когда упор делается на предполагаемую «веру» ученика в учителя, а живому толкованию происходящего не остается места?
Имеет ли место на раз и навсегда отработанном «уроке» подлинное исследование предмета в соавторстве с учениками, вовлечены ли они в живой поиск, удается ли учителю стать проводником, который знает дорогу, но все же ищет ее заново вместе с детьми?
Прав ли учитель, использующий из года в год составленный однажды «плей-лист», в котором нет места неожиданности?
Нет-нет, я не призываю отказаться от подготовки плана урока. Но разве не лучше, когда такой план становится лишь базовым синопсисом, а искрометное яркое наполнение приходит «на месте», с ориентацией на выказанный детьми больший или меньший интерес?
2. В чем результат работы педагога?
Как зритель узнает о том, что что режиссер поставил выдающийся спектакль?
Правильно, увидев и оценив работу актеров, выложившихся «на все сто» и сумевших воплотить замысел гения-постановщика, каким бы тот ни был сложным.
Актеры, вышедшие на поклон, собирают все овации, а вот успех режиссера оценят преимущественно коллеги и критики.
Алексей Московский. Фото из личного архива
Аналогичным образом оценивается работа учителя. Если результат его труда не проявляется в действиях, замыслах и намерениях детей что-то изменить в себе, во взаимоотношениях с окружающими (не только в школьном классе, но и за его пределами), если внешний мир со всеми его наработками, ценностями и противоречиями не стал органичной составляющей внутреннего мира ребенка, — как можно оценить, что учитель действительно работал?
Многие учителя полагают, что результат их работы — это «олимпиадники», медалисты, критическая масса «хорошистов».
Но куда более значимый показатель — обычный ребенок, дочитавший до конца книгу, перенесший на себя ценности, озвученные учителем, поставивший перед собой задачу и выполнивший ее.
Иногда — просто «незаметный» ребенок, который вдруг активно проявил себя в общешкольном мероприятии или просто впервые высказал свое мнение в срежиссированной учителем дискуссии.
3. Может ли дать знания педагог, который боится показаться нелепым?
Если учитель боится выглядеть перед детьми глупо либо показаться чего-то не знающим, — может ли он быть полностью искренен в том, что делает?
А есть ли у учителя в принципе право на «я не знаю»?
Может ли педагог признать, что возникший на уроке казус поставил его в неловкое положение и с честью выйти из казуса, сообщив детям «я узнаю об этом к следующему уроку и расскажу вам, а пока лишь поблагодарю за то, что уличили меня в незнании»?
И здесь всплывает иная проблема.
Часто в школу приходят «тихие» педагоги — «домашние девочки» и неуверенные в себе робкие «мальчики», полагающие, что учительство — относительно спокойная профессия, позволяющая отсидеться в стороне от жизненных бурь.
Такие педагоги предполагают, что тезы «дети должны слушаться» достаточно для того, чтобы удержать внимание ученического коллектива, добиться хотя бы посредственного выполнения заданий и с чистой совестью бежать от учеников, дождавшись звонка.
Именно такие учителя часто и становятся носителями и источниками лже-знаний. Страх перед любой двусмысленной ситуацией, перед необходимостью расширять собственный кругозор, из урока в урок поражать детей своим интеллектуальным багажом, умением анализировать и интересом к окружающему миру — вот что вынуждает учителя превращаться в «стену» между учеником и знанием.
Поверхностные и «сокращенные» сведения, узость мышления, нежелание воспользоваться разноплановыми источниками — все, что может дать детям учитель, который больше всего боится показаться ученикам нелепым.
Так стоит ли выбирать профессию педагога тем, кого пугает искренность?
Читайте также:
- Три неудобных вопроса к учителю;
- Как стать любимым учителем?
- Педагогический артистизм — ключ к успеху в профессии