Экзистенциальный кризис профориентации

Еще в начале 20 века русский философ Н. Бердяев в своем труде «Человек и машина» обозначил чрезвычайно важную проблему – проблему взаимоотношений человечества и мира техники. Гений предвосхитил колоссальную экзистенциальную проблему, которая в наши дни постепенно выходит на первое место. Эта проблема касается самых основ и глубин существования человечества. Чем заниматься человеку в условиях, когда в принципе работать не надо, когда есть разные машины, роботы, автоматы, искусственный интеллект, которые выполняют за человека не только черную тяжелую работу, но и обрабатывают и анализируют информацию, строят сложные модели и управляют глобальными системами? И причем делают это гораздо быстрее и точнее человека. Что остается человеку? Чем ему себя занять?

Уже сейчас миллионы рабочих мест заменены машинным и роботизированным трудом. Существуют целые заводы, использующие только роботизированный труд. Все больше появляется автомобилей, которые ездят сами без водителя. Пока остается резервация, где еще актуален массовый человеческий труд, — это офисные профессии, но и здесь постепенно мы наблюдаем замещение. Например, в некоторых колл-центрах уже работает искусственный интеллект, который совершает звонки и отвечает на вопросы. И данная тенденция будет только прогрессировать.

В конце концов, наступит время, когда все функции перейдут во власть машины. И здесь возможны два пути, по которым пойдет человечество: или оно окажется в рабстве своих же недавних слуг, без которых не сможет выполнять самые элементарные операции, и люди начнут деградировать, вырождаться и через некоторое время исчезнут. Или второй путь, более радужный: человек все-таки найдет в себе силы, чтобы трудиться физически, интеллектуально, эмоционально, даже, несмотря на то, что в этом не будет никакой биологической или социальной необходимости. Вы можете сказать, что это чрезвычайно хрупкое и необоснованное умозаключение. Однако примеры истории и опыт развитых стран говорят нам о том, что в условиях, в которых за человека работают другие (рабы, общество), он склонен деградировать. Так погибла Римская Империя, в которой все хозяйство держалось на рабском труде, в то время как знать утопала в роскоши и вела праздный образ жизни. Такой же праздный образ жизни ведут современные заложники социального протекционизма – безработные в развитых европейских странах, получающие существенные пособия. Подвох в том, что, даже имея массу свободного времени и финансовые средства, люди не стремятся развиваться из-за своей биологической лености. Как правило, их все устраивает, и они не хотят ничего менять. Такой образ жизни постепенно приводит к интеллектуальной и духовной деградации.

Вопрос том, сможет ли человек заставить себя напрягаться в подобных тепличных условиях? Или же он, подобно Незнайке, оказавшемуся на острове дураков, будет лишь веселиться и наслаждаться, постепенно теряя человеческий образ? У меня нет ответа на этот вопрос.

Когда я спрашиваю людей, чем бы они занимались, если бы им не нужно было бы работать, они в основном говорят про путешествия и развлечения. Однако у всех людей есть склонность к творчеству, есть духовное начало, которое хочет быть проявленным. Поэтому мое глубокое убеждение состоит в том, что человек обязан развивать свою личность, культивировать свои сильные стороны и заниматься той деятельностью, которая в наибольшей степени позволяет им проявиться. Конечно, это личностно-центрированный подход к самоопределению и профориентации, но именно в спасении и развитии отдельно взятой личности, индивидуальности кроется спасение всего общества…

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть