Два штрафа за минуту: водители жалуются на камеры «одна за другой»
Получивший за минуту сразу два штрафа за превышение скорости водитель пожаловался на несправедливое, по его мнению, наказание. На постановлениях видно: первый раз на превышении +20-40 км/ч владельца BMW камера поймала в 10 часов 36 минут 13 секунд на улице Нижние Мневники — машина двигалась со скоростью 84 км/ч. Следующая фиксация такой же скорости произошла уже при съезде с этой улицы в 10 часов 37 минут 16 секунд.
«Так с каждого столба скоро будет прилетать по штрафу», — возмутился водитель.
При этом расстояние между камерами оказалось около 1,3 км.
Фото:
Фото:
Еще один автомобилист рассказал, что получал «быстрые» штрафы при подъезде к Нижнему Новгороду: первая камера фиксировала нарушение спереди, а расположенный рядом второй комплекс смотрел назад, чтобы проконтролировать, не разогнался ли водитель снова. Разбираемся, как близко могут находиться дорожные камеры и когда можно оспорить полученные подряд одинаковые штрафы.
Насколько близко могут стоять дорожные камеры
Согласно методике Минтранса от 2019 года, минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров. Об этом рассказали в пресс-службе ассоциации производителей комплексов «Око». Там уточнили, что решение о местах установки комплексов принимают в ГИБДД, исходя из показателей аварийности.
«Не исключены случаи, когда несколько очагов аварийности находятся очень близко друг к другу, на расстоянии нескольких сотен метров, и камеры приходится устанавливать перед каждым из них. Альтернативный вариант — «закрытие» таких участков с помощью контроля средней скорости», — сказали в ассоциации.
Иногда, признают представители ассоциации, у водителей может складываться впечатление, что комплексы, фиксирующие один и тот же тип нарушения, стоят через каждые 100 метров. Однако довольно часто, в особенности на широкополосных магистралях, первая камера контролирует, например, левую часть дороги, а вторая — правую. Это объясняется тем, что пока большинство используемых камер технически обеспечивают контроль только 3-4 полос движения. Только самые новое поколение дорожных камер имеют возможность контролировать сразу 6-8 полос.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Кроме того, иногда водители принимают за действующую камеру муляжи. Их, согласно действующим правилам, устанавливают для профилактических целей вместо реальной камеры после перемещения на другую дислокацию, когда очаг аварийности погашен.
В свою очередь эксперт и разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман отметил, что согласно ГОСТ Р 57145-2016, «зоны контроля различных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации одних и тех же видов административных правонарушений не должны иметь общие участки по длине дороги» [1].
Проще говоря две камеры на скорость должны быть разнесены по территории так, чтобы автомобилисту не пришло постановление за превышение из одной точки с двух комплексов. Одновременно с этим, по словам Шухмана, один дорожный комплекс имеет техническую возможность одновременно фиксировать несколько составов нарушений. Если водитель грубо нарушит ПДД под такой камерой, ему придет сразу несколько разных штрафов по разным составам и отменять их оснований нет.
«Если составы независимые, то водитель может получить штраф за каждое отличное нарушение, — сказал Шухман . — Есть много случаев, когда водителей по одним и тем же материалам одновременно штрафовали и за выделенку, и за пересечение сплошной при выезде с нее или, наоборот, при въезде. Проще говоря, можно зафиксировать видеоряд, а потом прогнать его по всем модулям аналитики, по составу административных нарушений, распознавание которых активировал в комплексе оператор. Соответственно будут выставлены признаки типов нарушений, которые он распознает на этом наборе».
Шухман привел пример, когда водитель теоретически может одновременно получить штрафы за превышение скорости, проезд по выделенке и на красный сигнал светофора, а также разговоры по телефону.
Фото: Олег Лозовой / РБК
Можно ли отменить одинаковые штрафы
Юрист Дмитрий Дугин по просьбе изучил законодательную базу, на которую опирались бы суды для принятия решения по отмене одинаковых штрафов с камер, выписанных за определенное расстояние. И не обнаружил в КоАП нужных норм. Подходящая информация нашлась в Постановлении Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года [2]. Согласно документу, суд должен проверять все обстоятельства вынесения первого штрафа и аналогичных последующих. Например, в случае с превышением скорости суд должен проверить, мог ли водитель успеть остановиться или затормозить до следующей камеры при соблюдении всех мер безопасности.
«Если бы автомобилисту пришлось резко оттормаживаться, чтобы под следующую камеру заехать без штрафа, второе наказание можно считать неправомерным, — объяснил Дугин. — Иначе получается, что водителя оштрафовали дважды за одно и то же нарушение. Конечно, речь тут не идет о ситуации, когда водитель, не сбавляя скорости 200 км/ч проехал от Москвы до Санкт-Петербурга. На подобном отрезке понятно, что у автомобилиста было много шансов увидеть предупреждающие знаки и притормозить».
По словам эксперта, в каждом случае необходимо разбираться, с какой скоростью ехал водитель. «Он может быть оштрафован дважды за одно и то же нарушение, потому что безопасный тормозной путь у него может оказаться больше, чем расстояние до следующей камеры. Его могут сфотографировать в процессе торможения, что недопустимо согласно конституции», — считает юрист.
Еще более показательна, по мнению Дугина, ситуация при заезде на полосу для маршрутного транспорта — иногда у водителя просто нет возможности съехать с нее до следующей фотофиксации без повторного нарушения, либо не создав аварийной ситуации.
«В КоАП нет вообще никаких пунктов о том, где и как часто могут приходить штрафы с камер, — уверен Дугин. — Положения Минтранса могут оказаться для суда не очень убедительными на фоне решение Пленума Верховного Суда. И я считаю, что в этом есть некий пробел — эти уточнения стоило бы внести в проект нового КоАП».
Фото: Shutterstock
Можно ли получить штраф и за среднюю, и за обычную скорость
Двух разных штрафов за среднюю и моментальную скорость водители получать не должны, заявили в ассоциации «Око». На такие штрафы некоторые время пожаловался автомобилист, который получил их на трассе М-11. Автомобилист, проезжавший по платной трассе М11 в районе аэропорта «Шереметьево», сначала получил одно постановление за превышение средний скорости (134 км/ч вместо допустимых 110 км/ч). Следом он получили второе постановление — уже за мгновенное превышение скорости. Фотографии постановления позже попали в сеть, и на них видно, что водитель на этом же участке ехал со скоростью 138 км/ч. Произошедшее объяснили техническим сбоем при настройке комплекса и штраф отменили.
В ГИБДД тогда объяснили порядок вынесения штрафов с камер за превышение средней скорости. В ведомстве подчеркнули, что постановление нарушителю должно выноситься только одно. При этом ряд экспертов считает корректное оформление штрафов за среднюю скорость неправомерным, поскольку таких норм нет в КоАП.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press