Домашнее обучение. Опыт мамы из Екатеринбурга

Перевод ребенка на семейное или домашнее обучение — серьезный шаг. Сегодня мы побеседовали с екатеринбурженкой Katiruta Ivkina, смелой мамой, которая не смирилась с кризисом в образовании и решила учить ребенка самостоятельно. За первые полгода они с дочерью освоили программу пятого класса и уже приступили изучать материалы шестого.

Каким образом семья пришла к мысли о домашнем обучении, с какими трудностями столкнулись, какие плюсы обнаружились и как пережил ребенок уход из школы, читайте в нашем интервью.

— Почему ты решила перевести ребенка на домашнее обучение?

— Причин, конечно, много. Если бы причина была одна, мы бы из школы не ушли. Всегда уходят по совокупности причин. По одной причине уходить глупо.

Первая причина это то, что у меня самой не было опыта школьного обучения, я училась на дому, а экзамены сдавала экстерном. Поэтому для меня домашнее обучение — понятно и привычно. Тем не менее, ребенка не хотелось лишать школы, тем более, я не знала, что это такое, было интересно.

Что мы видим в школе? Это та самая вторая причина. Современное школьное образование находится в глубоком кризисе независимо от школы. В чем заключается кризис? Любое государство мира дает заказ на образование. Смотрят какие профессии будут нужны через 20 лет. Инженеры, технологи… Если слишком много мальчиков, чтобы не было гражданской войны, вырастим дебилов. Это тоже госзаказ. Конечно же, вслух этот заказ не озвучивается, но общество считывает, и школа учит по конкретному заказу.

Мы же сейчас находимся в такой ситуации, когда госзаказа не существует, школа не знает, кого ей учить. И соответственно школа никого не учит.

Вот сегодня мне сказали в кулуарных разговорах на уровне департамента образования: «Школа не обязана вас учить, школа делает срез знаний». Но мы-то ведь выросли в Советском Союзе. Мы хотим образования! Мы обижаемся! Почему наших детей не учат?! Почему у нас плохой учитель??? Но учитель-то хороший. Он честно проводит срез знаний. Он честно выявил, что ваш ребенок читает со скоростью 120 слов в минуту. Для того, чтобы осознать, что это не учитель плохой или школа плохая, мне потребовался год. То есть ко второму классу я поняла, что проблема системная, которую я никак решить не могу.

Во втором классе у нас появилась третья проблема, которая впоследствии стала еще одной причиной нашего ухода из школы. Мой ребенок не школьный. Несмотря на то, что она очень общительная, она с ярко-лидерскими замашками, она умная. Но у нее обостренное чувство справедливости. Если я работала, я вкалывала, я должна получить за это вознаграждение. Если Вася вкалывал, он тоже должен получить вознаграждение. Если Коля ничего не делал, он не должен получать вознаграждения. И когда мой ребенок оказался в ситуации, что вознаграждение можно не получить, даже если ты работал, и в тоже время вознаграждение могут дать тому, кто этого не заслужил, начался протест, истерики и конфликты.

Еще один момент. Моего ребенка начали травить. При этом негативный настрой шел именно от мам. Когда девочка говорит: «Я тебя ударю, ты мне дашь сдачу, а я сниму это все на телефон, моя мама отнесет это юристу и твою маму посадят». Однозначно же, что в 8 лет ребенок сам это придумать не мог. В итоге мой ребенок действительно дает сдачу и меня начинают вызывать к учителю, к директору. И только после того, как мы обратились к психологу, к специалистам, которые смогли доказать, что моего ребенка действительно травили, нас оставили в покое.

Поскольку я стала защищать своего ребенка, а не встала на сторону администрации, погрозив дочери пальчиком, негативно сказалось на ее учебе. Например, побеждает в олимпиаде, а на район отправляют другого ребенка, или вешают на доску почета не ее фотографию.

Еще одна причина, по которой мы ушли на домашнее обучение, это нехватка времени. Дочь профессионально занимается музыкой и биологией. А когда ребенок полдня бездельничает в школе, а потом еще полдня я ее учу дома, делая уроки, нам просто не стало на все хватать времени.

— Как ребенок пережил переход из школы на семейное обучение?

— Ребенок школу любил. И любил по той простой причине, что дома нужно учиться, а в школе полдня бездельничать в кругу себе подобных. Естественно, известие о том, что она будет теперь учиться дома, изначально было воспринято в штыки. Главной проблемой для нее стало: а как теперь общаться с ребятами? Но когда до нее дошло, что ей не нужно вставать в семь утра, что не нужно сидеть на скучных уроках, а общение с одноклассниками может проходить во внеурочное время, она согласилась.

— Как в школе восприняли ваш уход?

— Администрация школы восприняла совершенно спокойно. Это наше право. Но чувствуется какой-то обиженный подтекст: как это мы решили, что можем выучить лучше, чем они. Но спокойно прикрепили нас к себе. Хотя изначально мы хотели прикрепиться к другой школе, так как нам важно участвовать в олимпиадах и выходить на район и город. Но там нам прямо сказали, что просто не хотят связываться неизвестно с кем, во второй школе попросили 30 тысяч в год.

— Как документально это все оформляется, сложно?

— Пишутся два заявления на имя директора школы и на имя департамента образования, все образцы и бланки есть в школе. Одно заявление с просьбой выдать документы ребенка в связи с переводом на семейное обучение, второе заявление с просьбой прикрепить к школе для промежуточных аттестаций. Далее из департамента приходит разрешающий документ, при этом, разрешение дается автоматом. После этого личное дело выдается на руки.

— Вы ходите в школу только для аттестаций или можно приходить на внеурочные мероприятия?

— Закон об образовании гласит о том, что дети на семейной форме обучения имеют те же самые права, что и дети учащиеся очно. То есть они также от государства должны снабжаться учебниками, они имеют права на две консультации в месяц по всем предметам, они имеют право и должны участвовать во внешкольной деятельности, они имеют право на участие в олимпиадах, они должны проходить аттестацию, а график экзаменов должен предоставляться не позднее, чем за две недели. Но фактически ничего из этого, кроме олимпиад, нет.

Учебников нет, консультаций нет, в школу приходить нельзя, директору это не нравится. Ни про какие экскурсии и внеурочную деятельность вообще речи не идет, там классному руководителю не нравится даже если дочь приходит на школьный двор гулять с ребятами.

Ну и график экзаменов за две недели нам не предоставили. То есть мы узнаем буквально за день, что нам нужно прийти в школу на аттестацию.

— Как проходит ваш учебный день?

— Помимо школьной программы, ребенок занимается 5 дней в неделю в музыкальной школе, она ходит на робототехнику, она занимается парусным спортом, в школе ремесел и серьезно занимается биологией. Исходя из всего этого, мы составляем график с учетом дороги на каждый день. Школьной программой мы занимаемся понедельник и вторник до обеда, в среду три часа. В четверг мы не занимаемся. В пятницу репетитор по английскому. Суббота и воскресенье выходной, но в эти дни я ей подсовываю дополнительно что-то по школьной программе.

— А как ты учишь, как учитель в школе?

— Мы составили расписание уроков с академическими часами, расписали темы с поурочными планами. Я выдаю задания, что надо сделать. Распечатки учебника, методические материалы, дополнительную литературу. Вначале она должна сама пройти теоретический материал, потом сама закрепить его. Если возникают вопросы, то она может подойти ко мне, но только после того, как сама все сделает.

По истории и географии мы подключаем видеоматериалы, по биологии мы вообще ничего не делаем, это хобби, в котором она разбирается лучше меня, хотя я победитель всероссийской олимпиады по биологии.

Два раза в неделю у нас коллоквиум по математике. То есть даю ей два часа и 100 примеров, которые нужно решить. Или задач.

— И как у тебя хватает времени на то, чтобы составить все эти поурочные планы?

— Песни о том, что составлять поурочные планы это огромный труд учителя — вранье, навязанное обществу. Потому что составление поурочных планов на год по всем предметам у меня заняло ровно 67 минут.

Я во многом не согласна с программой, поэтому что-то корректирую под себя. Например, проблемы, которые возникнут на ЕГЭ, сеятся уже в 5 классе. Пример: в 5 классе они начинают изучать комбинаторику, но по программе им не дается понятие факториала. Ни в одной из пяти школьных программ не изучают факториал. Зато в профильном ЕГЭ есть задача на факториал. И вот отличник, прекрасно знает программу, берется сдавать профильный экзамен по математике, а там бац и факториал, которого он не изучал никогда. И таких пробелов масса.

— В чем плюсы и минусы семейного обучения?

— Стало безумно интересно. Если раньше она не думала о математике, как об искусстве, то сейчас мы решаем всякие задачи, пытаемся теорему Ферма решить, найти другое доказательство. Мы увидели красоту чисел, у нас просто появилось на это время. В школе же это арифметика и арифметика, скучно и нудно.

Из минусов — это очень нервно. Потому что нужно пойти и сдать экзамены по всем предметам. А это 14 экзаменов. Причем в один день могут поставить одновременно два предмета. И по каждому из предметов мы сдаем все промежуточные контрольные. Такой экзамен тяжело даже взрослому сдавать. Может в других школах по-другому проходит аттестация, но у нас так.

Еще один серьезный минус лично для меня, что мало единомышленников, с кем можно поделиться опытом либо же что-то позаимствовать.

— Как ты видишь будущее своего ребенка?

— За этот год мы пройдем программу 5 и 6 классов. Потом 7 класс мы проходим без экстернов, потому что я хочу дочь отправить на курсы подготовки в СУНЦ. Ну, а дальше видно будет. Либо она поступит, либо останется и дальше на домашнем обучении.

— Страшно было переходить на семейное обучение?

— Страшно ли нам было? Очень. Особенно мне. Мне кажется, брать на себя ответственность — это вообще страшно. Тем более, ответственность за образование ребенка. Потому что если ты ошибешься — это будет не просто твоя ошибка, а ошибка, за которую придется расплачиваться другому человеку. Твоему ребенку. И вешать на него такой груз — страшно. Поэтому я считаю, что решение о семейном обучении — это решение, которое ДОЛЖНО вызывать панику. Поэтому, если вы все решили, все взвесили, а вам все равно страшно — это нормально. Если нет страха — значит вы какой-то отморозок.

Хорошая новость. Страшно недолго. Пока не начали учиться. Учиться — достаточно деятельный процесс, а всякая деятельность страхи уничтожает.

Первое, что мне диктует опыт — на первый месяц необходимо выделить время на каждодневные занятия не менее 4 часов в день. Именно на занятия по 4 часа (без учета переменок) и именно каждый день. Да, потом вы, может быть, будете заниматься 2 часа. А, может быть, какой-то день не будете заниматься, наверстывая в другой день. Но первый месяц вам нужно выделить 4 часа.

Это время, когда вы привыкаете к тому, что теперь вы учитесь сами. Да-да, имея под боком искушения в виде игрушек, книжек, интернета, телефона, печенюшек. Вы учитесь учиться самостоятельно, без тетеньки с указкой у доски. На первое время так же необходимо придерживаться какого-то расписания. Можно взять школьное, можно составить самим. Можно скачать из интернета поурочные планы. План учебы должен быть. Без плана работают только супер-профи, а вы еще не такие.

Далее. Надо понять и принять, что семейное обучение — это семейное обучение. То есть учится не ребенок, а вся семья. Родителям надо научиться передавать знания своему ребенку. А ребенку принимать эти знания от родителей.

Кроме того, сам процесс совместной учебы — это дико интересно. Приключения митохондрии, каверзная задачка, шум ветра в океане великих географических открытий! Бро, у вас появился шанс пройти школьную программу снова, без нудятины, с восторгом и упоением! Отставить панику! Поднять паруса!

Первые недели пройдут под знаком «никакой окей гугл не устоит перед „мааам!“». Надо быть к этому готовым. А вот ставить оценки ребенку за выполненные задачи не надо. Вы же семья, перед кем вам выделываться? Если что-то непонято — надо объяснить еще раз, что-то не запомнили с первого раза — повторить еще пять.

У дочери 4 года в школе была проблема — грязные тетради. После того как я, проверяя, перестала обращать внимание на грязь — проблема ушла. Сейчас тетрадки — хоть на выставку. Подчеркнуто всякими цветными ручечками, красивенько, без исправлений. Отсутствие контроля за чепухой делает чудеса.

Сложно ли учить ребенка самой? Нет, не сложно. Особенно, если в доме есть интернет. Ибо на ютуб выложено столько обучающих роликов по всем темам, что этого хватит выучить и своего ребенка и еще поколений 10.

Далее, технологические проблемы. Когда учим что-то, что нуждается в усвоении без закрепления материала, например, историю или литературу, то параграф надо пересказывать. То есть ребенок должен встать на табуреточку, как перед гостями, сказать «а теперь — стих» (так смешнее) и пересказать параграф. А родители должны снять кобылу с табуретки и побеседовать по параграфу.

Географию и историю я настаиваю учить с картой. И с контурными картами. И с историями о людях, которые делали эту самую историю и географию. А литературу прикольно учить через семинары-обсуждения, рассматривая не одно произведение, а сразу пачку — сравнивая их между собой, и, обязательно, проводя параллели с сегодняшней действительностью. Да, на поэтов мы еще и пародии сочиняем. И часто злые. Главное, чтобы стилистика поэта в пародии сохранялась полностью. В общем, учиться дома — не страшно. Интересно. Не трудно — но вовлеченно.

Минусы — вы потеряны для общества, ибо способны разговаривать только о приемах педагогики.

Фото с сайта: www.pexels.com

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть