Дислексия — не проблема? Как сказать…

Каждый десятый школьник в мире испытывает затруднения в обучении, связанные с расстройством чтения и письма. Учёные называют это дислексией и дисграфией. При дислексии ребенок видит текст не так, как нормотипичный ребенок: буквы мелькают, меняются местами, прыгают по строчкам.

Дети с дислексией могут очень специфично воспринимать и зрительный образ, и смысл текста. Расстройства чтения и письма никак не зависят от уровня интеллекта ребенка, и часто для родителей становятся полной неожиданностью. Сообразительный и развитой ребенок с дислексией не может читать, не усваивает правила орфографии и делает немыслимые, с точки зрения родителей, ошибки. 

Впрочем, десять процентов дислектиков — цифра завышенная, считает клинический психолог, специалист в области детской нейропсихологии Анна Давидович. По ее словам, зачастую родители хотят, чтобы ребенок, не справляющийся со школьной программой, имел бы именно этот диагноз. То есть лучше бы ребенок считался дислектиком или дисграфиком, чтобы не было «снижения» программы, получал бы дефектологическую помощь, чем обучался бы по специализированной программе. Как правило, родители обращаются к психологам с системными трудностями в усвоении школьной программы, а не с изолированными проблемами с чтением, письмом, математикой, не разделяя, что есть дисграфия, что дислексия, а что дискалькулия. 

Нарушения учебных навыков детей с расстройством чтения и письма поддаются коррекции. Но системно государство помощь предложить не может, считает психолог.

Важно понимать, что школьные трудности у нормотипичного ребенка – это часто следствие того, что не было сделано раньше. Если бы у нас была грамотная, системная медико-психолого-педагогическая диагностика в тех же детских садах, то мы бы не сталкивались с таким количеством проблем в школах. Мы могли бы предупредить ту же дислексию.

То, что пока в России нет отлаженной системы диагностики и коррекции нарушений учебных навыков у детей с особыми образовательными потребностями, подтверждается и в рекомендательном письме Министерства просвещения РФ от 8 февраля 2019 года, подписанное замминистра просвещения Татьяной Синюгиной.

«Министерство просвещения Российской Федерации обращает внимание, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения (эффективного психолого-педагогического сопровождения) этой категории детей», − констатирует письмо. Нарушения чтения и письма не преодолеваются без специально организованной помощи, говорится в документе. Ведомство считает необходимым организовать работу психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма.

Поиску системных решений проблем детей и подростков, испытывающих трудности обучения посвящена деятельность Ассоциации родителей и детей с дислексией, созданная три года назад. В октябре текущего в рамках Международного месяца осведомленности о дислексии ассоциация впервые в России проведет международную неделю осведомленности об этом заболевании. Как выявить предрасположенность к дислексии и почему так тяжело учиться в школе — эти вопросы станут ключевыми на мероприятии. Участники недели смогут познакомиться с методикой диагностики дислексии руководителя лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, заслуженного профессора психологии Хьюстонского университета Елены Григоренко и пройти экспресс-тестирование. Для родителей и педагогов предусмотрены консультации специалистов, для детей — мастер-класс по нейроживописи. Пройти тест на дислексию сможет каждый желающий.

Подробнее познакомиться с программой недели можно на сайте ассоциации.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть