Директорское
На тысячу учительских моих постов — один лишь директорский. Это как-то… неинтеллигентно писать ну… про менеджмент. Не по-русски это.
Ну вот какой довод у меня в оправдание темы: когда собирается в одном месте , много хороших людей — сто человек! — то ничего из этого не выходит само собой. Нужно как-то организовываться. А как как-то? Если не предложить другого варианта — но всплывает один единственный: иерархия, исполнительская дисциплина, подпишитесь под приказом.
И вот противоречие: вроде хотим сделать другую для детей школу, даже немного демократическую, — а внутри взрослого коллектива все так же: напишите заявление — подпишитесь под приказом.
И необходммость другой организации возникает не из-за директорского стремления к открытости — ха-ха! — а от трезвого понимания, что новое вино нельзя в старые меха лить.
Никакой , конечно: ни прямой, ни представительной демократии в нашем коллективе нет. Во-первых, организация — все ж не государство с общественным договором и разделением властей; во-вторых, любая демократическая процедура требует времени в десять раз больше, чем мы можем тратить на обсуждение — уроков десять в неделю, я думаю. Демократическая организация — это все ж оксюморон.
Если не демократия, то что? Возможность каждому учителю сказать слово: высказать свое мнение по любому вопросу и поставить, что называется, вопрос на обсуждение. И — второе — принятие более-менее важных решений не единолично, по-возможности, а в результате долгих разговоров и уговоров.
Первое — о возможности слова — мне кажется важным. Происходит это так: шестьдесят наших учителей и кураторов, в группах по 7-8 человек, как расписание позволяет, на один час раз в неделю собираются. Это называется словом Собрание, хотя некоторые употребляют скверное слово Совещание, видимо, в знак протеста.
Бывает все: и перепалки, и разборки — но когда никого не зашкаливает, то повестка дня собраний состоит из двух всего вопросов: что получается и что не получается. Каждую неделю, на протяжении многих лет.
Пытаюсь представить себя не директором — учителем этой школы. Если бы я раз в неделю мог бы сказать, на что жалуюсь или предложить что-то — был бы я доволен, довольно ли мне было этого? Ясно, что жалобы и предложения, задевающие интересы многих, обсуждаются и решаются хоть как-то.
Мне кажется, это здорово, когда каждый участник этого дела, а не только директор, видит и ставит проблемы.
Когда в ГОРОНО узнали о собраниях учителей каждую неделю, сказали: "Не издевайся над учителями". Я за двадцать пять лет много чего перепробывал и от чего отказался, но эти собрания — уверен, что без них ничего не получается.