Детский сад «Сказка» во Франкфурте: как сохранить русско-немецкий баланс
Билингвальный детский сад «Сказка» — один из самых крупных во Франкфурте-на-Майне: 90 детей, по немецким меркам, большое количество для дошкольного учреждения. 10 лет назад здесь было 50 детей, один этаж и огромный спрос родителей на посещение сада. Сейчас «Сказка» занимает два этажа общей площадью 1 200 квадратных метров и выполняет миссию поддержания равновесия двух языков и двух культур. Очень успешно, на мой взгляд.
Руководящий состав. Принцип организации образования
Учредитель детского сада — общество «Слово», основано в 2001 году с целью дать возможность детям, родившимся в русских/билингвальных семьях Франкфурта развиваться в среде двух культур. Основная задача детского сада «Сказка» — осуществлять баланс, не допуская «крен» в ту или иную сторону.
Руководитель – Александра Майер, уроженка г. Череповец Вологодской области. По ее словам, сохранить русско-немецкое равновесие достаточно сложно, особенно сейчас, когда на немецком рынке труда не хватает воспитателей. Баланс необходим и при формировании групп детей, и при подготовке праздников. Александре это удается.
В детстве я думала, что человеку, который руководит чем-либо, очень легко. Теперь понимаю, как ошибалась! Мне необходимо разбираться в таких вещах, как противопожарные двери, пресс-релизы, и еще масса всего, что я должна знать…
Количество детей в группах: в яслях 10 человек, в садике – 20. В каждой группе работают 3 воспитателя.
Принцип организации билингвального образования – иммерсионная модель (погружение в языковую среду «на равных»). Один воспитатель – носитель немецкого языка, второй- русского. Оба воспитателя не имеют права вмешиваться в процесс погружения в другой яык, даже если они хорошо его знают, как не имеют права разговаривать с детьми не на «своем» языке.
Педагогический состав. Воспитатели
Рабочая неделя воспитателя составляет 39 часов в неделю. Посменной работы в российском понимании здесь нет. График работы составляется Аександрой с учетом больничных листов, плановых мероприятий и т.д. По договору 16 процентов от времени (примерно 1,5-2 часа в день) воспитатель должен уделять методической работе. Все три воспитателя находятся в группе одновременно только в самый «час пик» — с 9 до 15 часов. Очень логично, что нет смысла быть на месте всем при встрече детей в 7.30 утра. В это время работает разновозрастная «дежурная группа» в яслях и детском саду, а в 8.30 дети расходятся уже по своим группам. В течение дня воспитатель может выйти из группы, чтобы подготовиться к празднику или мероприятию – это как раз и есть методическая работа, которой воспитатели занимаются на работе, а не дома. Обычно в Германии в детских садах нет отдельных помещений для воспитателей. В «Сказке» такие комнаты есть. Они разделены на зоны: для работы и для отдыха. В рабочей зоне есть компьютер, в зоне отдыха — диван и нет ничего, что напоминало бы о работе. Сесть на диван, закрыть глаза и перенестись мысленно на Майами или Бали…
Режим дня. Некоторые особенности
После завтрака день начинается с «утреннего кружка»: дети и воспитатели садятся в кружок и разговаривают на заранее выбранную тему. Такие кружки всегда тематические, выбор темы связан, как правило, с интересами детей. Затем — игры или занятия на развитие моторики. Каждая группа раделена на две зоны: рабочая (здесь происходит в том числе прием пищи) и игровая. Есть залы, где происходят музыкальные и спортивные занятия. По сравнению с российскими подобными помещениями, они небольшие. Зато группы не загроможлены кроватями, и детям вольготно играть.
Все пространство помещений смоделировано так, чтобы ребенок мог лазить, ползать, прыгать, бегать, лежать.
Мебель очень добротная, деревянная, дорогая.
В10.30 все идут гулять и возвращаются в 12.00 (у ясельных групп свой распорядок). Гуляют в любую погоду по принципу «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Помешать прогулке может разве что смерч или проливной дождь. Обед — привозной, завтрак и полдник готовят на кухне. Меню составляется с учетом русской и немецкой кухни. Когда мы посещали садик, был «русский день»: на завтрак каша, а на обед рис и тефтели. Воспитатель, который в момент обеда находится с детьми, обязан обедать. Кстати, бесплатно. Обязан, потому что он является примером для детей, как нужно есть красиво, пользуясь столовыми приборами. «Было бы странно, что за одним столом дети едят, а воспитатель нет», — говорит Александра. Если ребенок не хочет есть, его, конечно, поуговаривают, приложат все усилия, чтобы он хотя бы попробовал еду. Но заставлять насильно никто не будет. Желание ребенка превыше всего.
После обеда — кружки. Что-то похожее на наши факультативные занятия, выбор их происходит по интересам. Воспитатель знает дефициты каждого ребенка и постарается сделать так, чтобы ребенок выбрал то занятие, которое ему необходимо или полезно. Если у ребенка нет дефицитов, это не означает, что им заниматься не будут: образовательный концепт выстроен так, что развиваться будет каждый ребенок. Приоритетные направления в «Сказке» — естественнонаучные предметы, музыка, физическая культура.
Это стена. Кто не знает, что находится внутри стен, может посмотреть.
Занятия в кружках длятся не более получаса, предпочтение отдается играм. Важным считается выбор детьми игры, хотя идею или тему игры «подкидывает» воспитатель. Он остатется сторонним наблюдателем, своего рода регулировщиком. Если между детьми в процессе игры возникает конфликт, воспитатель не спешит вмешиваться. Если все же доходит до «рукопашной», воспитатель реагирует и разбирает конфликт вместе с детьми — так их учат решать возникшие проблемы.
В подготовительных группах чтение художественной литературы осуществляется на двух языках. Например, воспитатель читает детям «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» на русском языке. На следующий день другой воспитатель читает эту же книгу с того же места, но на немецком языке. Детям от 3 до 5 лет тексты на двух языках не читаются, обучение языкам происходит в свободной игре.
«Концепция самого себя»
Главное, чему обучают детей — это самостоятельность. Нельзя научить самостоятельности, если изо дня в день выполнять за ребенка ту работу, которую он может сделать сам. Поэтому и крючки для одежды в шкафчиках ясельных групп закреплены на таком уровне, чтобы ребенок смог сам повесить и снять свою одежду.
Суть концепции: «что бы со мной не случилось, я знаю, где попросить помощи. Но сначала нужно постараться сделать самому».
Клуб для родителей. Достоевский и Рильке
Мы застали выставку Рильке. Это итог совместного обсуждения творчества поэта, обсуждения прочитанных книг педагогами и родителями. До Рильке была выставка Достоевского. Ни много, ни мало…Родители читают книги!
Личное мнение
Наверное, чтобы составить полное впечатление о садике, нужно побывать в нем не один день и погрузиться в среду. Но на мой взгляд, пусть поверхностный, в «Сказке» самым удачным образом соединились принципы русской и немецкой педагогики и организации пространства для развития детей. И огромная роль в этом принадлежит Александре Майер. Безусловно, многие факторы сложились благоприятно. Наверное, не последнюю роль играет невмешательство в процесс департамента образования и других служб, функции которых — помогать, поддерживать и консультировать, а не контролировать. За 10 лет работы в «Сказке» ни разу не было проверки. Даже пожарной. Фраза Александры «я их зову-зову, а они не идут — нас много, а они одни» — прекрасная российская мечта! Если вдруг в «Сказку» нагрянет проверка, там все спокойно и нормально работает. Даже очень хорошо работает. Главное — не мешать!
Постскриптум
Он появился после посещения Московского международнго салона образования (ММСО-2019), куда я попала на панельную дискуссию «Традиции и инновации» с участием профессора, доктора психологических наук, внучки Льва Выготского Елены Кравцовой. Эксперты дискуссии говорили о заорганизованности нашего дошкольного образования: дети не играют в те игры, которые хотят, не умеют организовывать свое пространство, вместо них все решают взрослые, развитие самостоятельности не происходит. Все инновации сводятся к технологизации или добавлению тех предметов, которые детям в реальной жизни никогда не пригодятся. И, как вывод: «Мы сами провоцируем детей на неудачи, образовательные проблемы тем, что заставляем их делать то, к чему они не готовы». Но ведь с этим надо что-то делать?