Детский сад «Hand in hand» в Кёпенике: рука об руку с инклюзией
В Германии нет специальных детских садов для детей с особенностями здоровья — все детские сады (Kita) инклюзивные. Детский сад в Кёпенике «Hand in hand» («Рука об руку»), в котором нам удалось побывать, был открыт в 1972 году. До 1993 года здесь находилось специальное учреждение для детей с серьезными нарушениями. Сейчас в Kita обучаются 125 детей. Это 8 групп по 15 детей, в каждой из которых есть дети (от 3 до 5) с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, аутисты, дети с ДЦП, синдромом Дауна).На одну группу детей приходится по 3 воспитателя, при этом двое имеют дополнительное специальное образование для работы с особенными детьми.
Itegrasions Kita «Hand in hand» — одна из семи городских стажировочных площадок, сюда могут приходить воспитатели и педагоги из других дошкольных учреждений с вопросами или возникшими трудностями и проблемами — им обязательно помогут.
Берлинская образовательная программа одинакова для всех детей, как обычных, так и с нарушениями здоровья. На детей с ОВЗ также, как и на всех других составляется портфолио, которое ведется на протяжении всего дошкольного периода, при этом на каждого ребенка с особенностями здоровья составляется индивидуальная прграмма. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывают воспитатели, в чьей группе находится ребенок с ОВЗ, совместно с психологами, дефектологами, логопедами. Все перечисленные специалисты не являются штатными работниками дошкольных учреждений (в Германи разведены дошкольные учреждения, здравоохранение и диагностика, но при этом осуществляется теснейшая взаимосвязь между всеми организациями). Ежемесячно все специалисты собираются, чтобы проконтролировать, что получилось сделать, а что нет, а также обсудить, какие направления в развитии ребенка требуют наибольшего внимания.
Методики
В Kita «Hand in hand» работают по разным методикам и программам. Например, используют программу TEACCH (международно признанная, комплексная программа для людей с расстройствами аутистического спектра и их семей) и Марбургскую программу обучения концентрации внимания. Марбургская программа включает в себя 15 сессий, это может быть 15 недель или 15 дней, в течение которых дети учатся внимательно слушать, точно спрашивать, помогать друг другу, работать вместе и, самое главное, повышать самооценку. С детьми проводят упражнения на внимание в игровой форме, потом вводится урок движения, проводятся игры на ощущения и в конце сессии дается упражнение — массаж и упражнения на развитие воображения и фантазии.
С каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия, независимо от того, обычный это ребенок или с нарушениями в развитии. Странно на российское ухо слышать, что ребенок сам выбирает себе педагога, выбирает тему, которая ему интересна. По выбранной теме выбранный педагог занимается с ребенком индивидуально в течение получаса. Такие занятия очень важны не только для ребенка — педагог во время занятия наблюдает за ребенком, его развитием. Индивидуальные занятия предусмотрены для всехдетей и посещаются ими исключительно по желанию.
Наблюдения и эксперименты
Но, программы и методики — это не самое главное, считают сотрудники детского сада. Гораздо важнее внутреннее отношение педагогов и их готовность учиться через наблюдение за детьми: какие у них потребности, какие темы и интересы, как они развиваются, что им необходимо развивать, чтобы участвовать полноценно в общественной жизни.
Здесь любят экспериментировать. Самыми разными способами. Так, один раз в неделю дети могут прийти на кухню, чтобы приготовить еду под наблюдением и руководством повара. Экспериментируют и с самыми разными предметами, например, кусочками органзы или макаронами. Знаете, как поведет себя органза, если сначала сжать кусочек в руке, а затем постепенно приоткрывать кулачок? Процесс распускания цветка прямо на глазах великолепен и вызывает восторг даже у взрослых! А какие макароны можно пропустить через конус с узким отверстием, знаете? Все нацелено на то, чтобы вызвать у детей любопытство и интерес, обогатить уже известные процессы и темы новыми впечатлениями и знаниями.
Мастерские
Они разные, но самая потрясающая — в которой рисуют руками, ногами, красят себя и того, кто рядом, стены, полы. Здесь можно все. Никаких запретов. Есть только правила.
Дети сами записываются на занятия в мастерскую — на двери висит специальный лист записи.
Безбарьерная среда
Она действительно безбарьерная, потому, что в центре внимания воспитателей — потребности и ресурсы каждого ребенка, которые находят свое место в дизайне повседневной жизни, играх, проектной работе и пространствах. Все дети учат язык жестов, потому что в Kita «Hand in hand» есть дети, которые не умеют говорить, с нарушениями речи или имеют маленький словарный запас.
Уже на протяжении 6 лет детский сад взаимодействует с домом престарелых. Вместе учат песни, мастерят, разговаривают, делятся историями из жизни, вместе танцуют. К встречам готовятся основательно и ждут их с нетерпением. И, кстати, интересные изменения наблюдают воспитатели — дети, которым трудно сконцентрироваться, у которых ослабленное внимание устанавливают с пожилыми людьми более тесный контакт.
Инклюзивное обучение начинается в веселой атмосфере, где дети любят что-то делать. Главная задача — сопровождать и поддерживать детей в их стремлении к автономии, независимости и уверенности в себе.