Дети против мусора, или Как провести «Экодень» в школе
Фотографии: Unsplash, архив Евгении Бродиной. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Продолжаем делиться сценариями образовательных событий, которые реализовали второго сезона Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя»-2022. Сегодня о своем опыте рассказывает психолог и классный руководитель лицея № 1 «Спутник» (г. Самара) Евгения Бродина.
Сценарий события
В рамках конкурса я реализовывала сценарий Инны Мироновой, учителя биологии школы «Поколение» (г. Волгоград). Это было образовательное событие под названием «Экодень в школе».
Тема: утилизация и переработка мусора
Сроки проведения: 1 учебный день
Участники: учащиеся всей школы, учителя, родители, выпускники.
Ход события
На переменах ученики путешествуют по «станциям» и выполняют задания. Задача — собрать информацию и материал для создания ЭКО Кодекса, который должен стать итогом всего события.
- «Экологичное письмо»
Здесь ребята пробуют писать перьевыми ручками, знакомятся с изделиями из бересты.
- «Экологичная бумага»
Станция, где участники пробуют самостоятельно сделать экологичную бумагу из макулатуры.
- «Сроки разложения вещей»
В игре-викторине ребята угадывают, сколько времени разлагаются предметы из различных материалов.
- «Маркировка»
На этой станции ребята учатся читать маркировку на пластике и правильно рассортировать пластиковые отходы.
- «Пластиковая бутылка»
Здесь учащиеся узнают, как подготовить пластиковую бутылку к переработке.
- «Экопенал»
Учащиеся получают задание собрать пенал на урок из предложенных на выбор канцелярских принадлежностей, стараясь не использовать вещи из пластика — например, вместо пластиковых линеек и транспортиров выбирать деревянные или металлические.
Цель события
Показать важность и безотлагательность решения экологических проблем человечества.
Сформировать навыки осознанного потребления, снизить количество мусора путем многоразового использования предметов и вещей в школьной и бытовой среде.
Реализация
Экологическая проблематика события, которое предложила Инна, оказалась близка не только мне лично, но и концепции нашей школы. С 2019 года Лицей реализует уникальный проект «ЭкоСпутник». Мы создаем единое экологическое пространство школ на уровне города: регулярно сдаем макулатуру, а на вырученные деньги закупаем оборудование или облагораживаем территорию. Например, построили городской библиотеке велопарковку.
Мы решили превратить сценарий в обряд посвящения в эко-активисты. Он оказался настолько структурированным и четким, что у меня не возникло проблем с его реализацией. Мне помогала вся наша дружная команда лицея, а содержательную часть готовили дети.
Вместо шести предложенных станций мы решили сделать четыре — стартовую и еще три:
- Тайна черного ящика (на этой станции дети разбирали макулатуры)
- Тайна белой трубы (здесь собирали пластик)
- Тайна спасения ежиков (узнали, как старые батарейки и аккумуляторы вредят дикой природе и как нужно их утилизировать).
Карта станций экологического квеста
Ребятам, которые разделились на команды под названиями «Экологический патруль», «Экологи» и «Земляне», очень понравилось это «путешествие».
Ребята учатся сортировать бумажные и пластиковые отходы
По следам нашего экопосвящения ребята получили письмо с благодарностью от Матушки-Земли. Кроме того, мы предложили им придумать и нарисовать социальные плакаты на экологическую тему и сделали выставку. А на основе представленных работ разработали стикер для канала нашего лицея в Telegram.
Стикер для Telegram по мотивам детских работ
Впечатления и итоги
Это образовательное событие откликнулось всем — и организаторам, и участникам. Мы даже подумали сделать такое посвящение наших малышей в лицейский экологический проект ежегодной традицией.
Евгения Бродина с учениками лицея на посвящении в «ЭкоСпутник»
Я чувствовала огромную поддержку коллектива нашего лицея, и конечно, участников и организаторов конкурса «Вклад учителя». Думаю, что именно поэтому было так легко воплотить это событие. А тем, кто только собирается участвовать в конкурсе и дойдет до третьего этапа, могу дать такой совет: даже если тема кажется глобальной и трудно понять за что хвататься, то начать с малого и постепенно двигаться дальше.
Комментарий автора образовательного события «Экодень в школе» Инны Мироновой:
«Мне было очень приятно узнать, что Евгении попался именно мой сценарий и она полна решимости его реализовать.
Честно говоря, увидев такой энтузиазм, я решила не задавать Жене лишних вопросов, ведь это творчество! Поэтому ее проект я «не курировала», хотя предложила помощь и дала понять, что ко мне всегда можно обращаться с вопросами, если возникнут трудности. И все получилось, все состоялось! Жене удалось передать идею и настроение события, сделать так, чтобы дети задались главным вопросом: «А что лично я могу сделать?», «Какую пользу могу принести обществу и человечеству?».
Буду продолжать «следить» за успехами Евгении и желать ей новых творческих открытий и побед».
Читайте также:
- «Письмо из будущего»: как младшеклассники спасали Землю от глобальной катастрофы;
- Экологическое образование в России: проблемы и решения;
- «Книга города»: как превратить школьный проект во всероссийский конкурс.