Дети и экраны: три взгляда на проблему
Футурологи сегодня прогнозируют откат от технологического детерминизма. Пришло осознание, что технология помогает, но не определяет будущее. Эйфория от всесильности цифровых устройств выветрилась, но… экраны-то остались повсюду и поверьте, их будет все больше.
Мы живем в мире маленьких экранов персональных устройств и больших экранов интерактивных устройств. Споры о вреде и пользе будут продолжаться еще долго, но у родителей и педагогов появилась новая обязанность — готовить детей жить в цифровой действительности.
Подходы к цифровому воспитанию зависят целиком от представления взрослых о «правильном» детстве. Предлагаю познакомиться с тремя подходами, которые воплощаются сегодня.
Взгляд №1. Решительный отказ
Несмотря на массу исследований, однозначных выводов о том, как влияют экраны на детей, нет. За исключением сна. Тут все специалисты единодушны, что и телефон, и телевизор нужно выключать и взрослым, и детям за два часа до отхода ко сну.
В остальном результаты, к сожалению, очень субъективны. Причина в том, что очень сложно найти контрольную группу тех, кто повсеместно отказался от использования любых устройств. Даже если мы и найдем луддитов XXI века, то там слишком много других сопутствующих факторов — особый уклад жизни, несопоставимый с жизнью среднестатистического подростка.
В последнее время всем нам встречались заголовки в интернет-СМИ, что дети сотрудников Силиконовой долины якобы учатся в школе с простым мелом в руке. Не секрет, что тренд на отказ от экранов, технологий усиливается и часто причина в том, что многим нравятся простые решения.
В большей части многие родители виртуальные луддиты — на словах они не поддерживают жесткий отказ от использования экранов, но в реальности просто даже не знают, сколько дети проводят за ними времени вне их контроля.
Если у ребенка проявляется агрессия, изоляция, зависимость — симптомы, которые приписывают гаджетоманам, в большей степени это продиктовано психофизиологическими особенностями личности. Компьютеры их просто усугубляют.
Поэтому наша задача как педагогов в любой ситуации таких детей замечать, окружать заботой, внимательно следить за ними, чтобы не пропустить момент — определить это увлечение или это уже зависимость.
Нужно знать и использовать различные инструменты, начиная с простых чек-листов, позволяющих родителям и педагогам заметить вовремя признаки зависимости.
Взгляд №2. Цифровая диета
Программ по блокировке телефонов и планшетов по времени использования целое множество.
В этом подходе родителей главное — четкое ограничение экранного времени и границы пребывания онлайн. Как и в здоровом питании, здесь присутствуют «цифровые овощи» ( использование компьютера для учебы или развития) и «цифровые сладости» (соцсети, игры.) Хотя, конечно, разделение на «полезное» и «неполезное» достаточно условно и зависит от конкретной ситуации. Можно бездумно смотреть Инстаграм, а можно стать интересным фотографом или автором оригинального контента.
Ограничители экранного времени, правда, часто слишком полагаются на технологии: фильтры родительского контроля или специальные программы, которые отключают компьютер по таймеру. Вместо диалога и общения с детьми по разрешению каждой конкретной ситуации они могут механически следовать программе, что порождает рост взаимного недоверия.
Диетический подход лежит в основе популярной книги Ани Каменец «Искусство экранного времени», очень популярная книга с практическими советами для родителей.
Взгляд №3. Новое детство
При этом подходе взрослым предлагается пересмотреть свои представления о детстве. Американский философ Джордан Шапиро, автор книги «Как подготовить детей к будущему, которое мы едва можем предсказать», утверждает, что понятия о детстве со временем меняются.
Многое, что было правильным в воспитании детей сто лет назад, сейчас уже не всегда актуально.
Шапиро считает, что ритуалы, связанные с детством прошлых лет, исчезают, но появляются новые. Деление на экранное и неэкранное время — ложная дихотомия. Как нужно воспринимать общение ребенка по Скайпу с бабушкой, живущей за тысячи километров — как электронное или нет? Если человек занимается бегом со смартфоном и спортивным приложением, делится своими достижениями на бегу — он в онлайне или в оффлайне? Если вы готовите ужин следуя кулинарному ролику на Ютьюб, это цифровой мир или реальный?
Джордан Шапиро приводит в качестве аналогии песочницу. В песочнице индустриального века дети учились играть вместе, социализировались, что было крайне необходимо для их будущей работы — вместе в больших производственных коллективах. Сейчас таким инструментом часто бывает игра Minecraft. Дети из разных городов играют вместе, договариваются, объединяются в сообщества, то есть моделируют способы работы будущего — удаленной работы, онлайн-общения с коллегами и других.
Сторонникам «нового детства» не дают готовых рецептов, но он помогает освободиться от стереотипов и страхов, чтобы выработать свою индивидуальную линию поведения, как для родителей, так и педагогов.
Люди экранов
В сериале «Черное зеркало» мама вживляет чип родительского контроля в мозг ребенка, чтобы с помощью планшета полностью контролировать его безопасность.
Социологи говорят о новой генерации людей — людей экранов, которые отличаются, например, от людей книги. В своей книге «Неизбежно.12 технологических трендов, которые определяют наше будущее» Кевин Келли объясняет, чем люди экранов отличаются от людей книг. Для них характерна потребность в динамичном потоке пикселей, незавершенность, текучесть, быстрая смена изображений, полуготовые идеи, они сами любят создавать контент и аудиторию вокруг него. Они не плохие и нехорошие, они — другие. И это надо учитывать в педагогике, в том, как организовать обучение, используя особенности детей цифрового века.
Экраны к тому же бывают разными, например, если вы используете приложение на мобильном экране, то это как правило диалог в формате «человек — машина». Например, при обучении искусственный интеллект будет подбирать для вас все новые уровни сложности заданий.
Большой интерактивный дисплей, такой как интерактивная панель ActivPanel предлагает возможности для совместной работы с различными программами и приложениями. При этом сохраняется столь важная для учебного процесса групповая динамика и общение между учениками, учителем и учеником. Таким образом, можно взаимодействовать, не терять навыки общения в реальном мире, а напротив развивать их. Интерактивная панель становится центром коммуникации в вашем классе.
Тот факт, что мы получаем много противоречивой информации о влиянии экранов на детей, на развитие их когнитивных способностей, наблюдаем дискуссии экспертов и отсутствие готовых решений, не снимает с нас педагогов и родителей ответственности за выбор того, какую роль будет играть экран в ежедневной жизни ребенка, чтобы подготовить его к жизни в цифровом мире. Надеюсь, что краткое знакомство с представленными подходами к проблеме детей и экранов поможет вам в поиске собственных нетривиальных решений.
Об авторе: Инна Стивенс, старший консультант компании PROMETHEAN по образованию, до этого преподавала английский язык как в России и проводила тренинги для учителей английского.