Десять вопросов себе перед публичным выступлением

Казалось бы, кто как не учитель разбирается в этих самых публичных выступлениях — каждый день у доски!

Предположим, в среднем учитель проводит 4 урока в день, на каждом уроке говорит примерно 25 минут, итого в неделю — 11 часов публичных выступлений. Однако, многие учились, что называется, «на передовой», и выступают скорей по наитию. Или другая ситуация: уверенные на уроках, теряются, если надо выступить на собрании или представить свой опыт на конференции.

Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay

Ораторское мастерство — это целая система приемов и методов, которые нелишне будет знать каждому, будь то учитель или ученик. А еще среди пресловутых навыков XXI века не на последнем месте умение делать презентации и выступления, и этому нужно учить школьников.

«Основной секрет успеха ораторов — в хорошей подготовке, независимо от „природных данных“. Качественная подготовка позволит вам успешно выступить и добиться поставленных целей, заявить о себе как об эксперте и даже продвинуться по карьерной лестнице»

— Лариса Зорина, бизнес-тренер, коуч, основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future

 

1. Кто ваша аудитория?

Ответив на этот вопрос, вы сможете представить, что ценно для этих людей и в каком тоне правильнее с ними общаться.

Может быть, вам даже стоит перенять практику маркетологов и написать портрет типичного представителя аудитории — тогда при подготовке речи вы сможете обращаться к конкретному персонажу, а не к абстрактной аудитории.

 

2. Что вы хотите?

Потратьте время, чтобы сформулировать цель выступления: что вы хотите от аудитории? Например, вы рассказываете о своей авторской методике и хотите, чтобы коллеги ее оценили, стали использовать в своей практике. Или хотите поделиться тем, как решаете проблему, а аудитория должна понять её важность и присоединиться к вам в поиске решения. Все ваше выступление будет построено из аргументов, которые помогут вам достичь поставленной цели.

 

3. Если вам дадут всего одну минуту на выступление, что вы скажете?

Отвечая на этот вопрос, вы сформулируете ключевое сообщение, самое важное в вашей речи. Представьте, что вы пришли, заранее заготовили речь на 15 минут, как указано в регламенте, а вам говорят, что предыдущий оратор затянул свое выступление и у вас теперь только 2 минуты. Без паники! У вас есть ключевое сообщение.

 

4. Кому нужен план?

Прежде всего план нужен вам, чтобы подготовиться к выступлению, сделать его четким и структурированным, выделить самое важное и понять, что не очень важно, а что и вовсе не нужно. Иногда план нужен и вашим слушателям: если вы планируете выступать дольше получаса, лучше всего заранее озвучить все опорные моменты, чтобы аудитория ничего не упустила.

 

5. С чего начать?

Не обязательно с начала :—) Можно рассказать историю, привести цитату или впечатляющую статистику. Можете вовлечь аудиторию вопросом или заданием.

Так, например, рассказывая о важности формирующего оценивания, доктор Джон Коллик (Dr. John Collick) начинал свое выступление с вопроса аудитории: «Сколько спутников Юпитера вы знаете?», комментировал разные типы реакции на вопросы и задания и только потом раскрывал суть повествования. Правильный ответ, кстати, озвучивал только в конце речи. Интрига — это хорошо, но ее нужно раскрыть. Иначе слушатели будут чувствовать себя обманутыми.

 

6. Можно ли шутить?

Вы уже ответили на первый вопрос и знаете, кто ваша аудитория. Заготовьте пару шуток: даже если вы не воспользуетесь конкретно ими, это подскажет, о чем шутить и как импровизировать. Слушателям должно быть интересно и весело — конечно, если ваша речь не касается трагических событий.

«Хорошая шутка никогда не бывает лишней — неважно, общаетесь ли вы со студентами или с представителями министерства восточной страны. Конечно, при этом шутка должна быть уместной. Иногда полезно иронизировать над самим собой, но только после того, как вы показали свою экспертность»

доктор Джон Коллик, глава департамента стратегии oбразования Promethean

 

7. Как себя вести?

Понятно — излучать уверенность, экспертность. Но как, если нервничаешь и боишься забыть текст? Психологи рекомендуют пользоваться открытым языком тела; использовать пространство, ходить по аудитории; смотреть на аудиторию, устанавливать зрительный контакт. Если вы рассказываете историю, это помогает раскрепоститься.

Даже если вас не видно за кафедрой и нет возможности ходить по сцене, можно попытаться обнять зал.

Я — маркетинг-менеджер Promethean в России Анна Кириченко на партнерской конференции

 

8. Надо ли визуализировать?

Визуализация помогает вам лучше раскрыть мысль, а вашим слушателям — лучше ее запомнить. Но визуализация — это образ, и визуализировать свою речь можно не только с помощью картинок в презентации, но и мимикой, жестами, движениями, предметами, макетами. Если у вас под рукой есть интерактивная панель #ActivPanel, вы можете усиливать внимание, делая графические комментарии прямо поверх картинок. Советуем наравне со слайдами заготовить пустые страницы — на них вы сможете рисовать, чертить схемы или записывать ответы аудитории на вопросы.

Старший консультант по образованию Promethean Инна Стивенс проводит дискуссию «Дети и экраны».

 

9. Как не нервничать перед выступлением?

Вы наверное слышали, что страх публичных выступлений стоит на втором месте после самого главного страха у человека — страха смерти. Человек, как и любое живое существо на планете, стремится выжить. Вопрос выживаемости в социуме — это вопрос положения в обществе. Чем выше статус, тем проще. На уровне инстинктов мы осознаем, что от успешности выступления перед «племенем» зависит «близость к костру и доступ к пище». Кроме того, неудача на публичном выступлении ударяет по самооценке и снижает уровень социального комфорта.

Чтобы уменьшить страх, а уверенность повысить, самый верный способ — подготовиться. А если страх все же накрывает перед самым выступлением — на этот случай опытные ораторы и психологи рекомендуют за пять минут до выхода на сцену проделать упражнение «заводящий жест», или «жест победителя».

  • Распрямите плечи, поднимите руки вверх, посмотрите «на небо», улыбнитесь, постойте так несколько секунд.
  • Потрите ладошками друг об друга будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного.
  • Кулаком правой руки совершите удар по левой (или наоборот, если вы левша).
  • Резко сожмите в локте руку, опуская ее одновременно вниз. При этом можно сказать: «Yes!»

Каждый из этих жестов резко улучшит ваше состояние.

Можете придумать собственные «жесты победителя» и использовать их.

 

10. Чем закончить?

Помните свой ответ на вопрос номер 2 — чего вы хотите от аудитории? Закончить можно кратким содержанием своего выступления и призывом к действию:

  • «Храните деньги в сберегательной кассе!»
  • «Воспользуйтесь моей методикой и убедитесь в ее эффективности»
  • «Обратите внимание на проблему буллинга»
  • «Приходите к нам на открытый урок»

Глава департамента стратегии образования Promethean доктор Джон Коллик рассказывает о том, как учиться с научной фантастикой.

 

Берегите себя! Не бойтесь выступать!

Поделитесь в комментариях своими секретами публичных выступлений.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть