Деревья Кати-Анны Тагути
![](https://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2022/11/derevja-kati-anny-taguti-4d0ebb8-780x470.jpg)
Проект Кати-Анны Тагути «Arbor: жизненная форма» представляет деревья как уязвимые, немые свидетели нашего прошлого и настоящего. Алина Хангареева рассказывает, как их образ стал рефлексией памяти и надежды.
Белый куб на территории ненадолго стал рощей, где появились корни и мощные стволы многолетних деревьев. При ближайшем рассмотрении они похожи на переплетенные человеческие тела — с кровеносными сосудами и мышцами, суставами и сочленениями. Гипсовые слепки колен, ступней, которых касается ладонь, очертаний спины, как часть экспозиции, лишь усиливают эту образность. В этих параллелях проявляется уязвимость, как и человека, так и мощной силы природы. Именно они стали главным вдохновением к серии художницы Кати-Анны Тагути.
«Меня как сугубо городского жителя, интересовали деревья в городе, — рассказывает она. — Они не свободно и привольно растут со своими собратьями в природной среде, а одинокие, раненые, часто с ободранной корой, напоминают вернувшихся с поля боя солдат, исполняющих свой ветеранский долг. Живя между людьми, они приобрели человеческие черты: стволы как тела, корни как переплетенные руки и ноги, кора как кожа».
Катя-Анна Тагути (Екатерина Козлова) родилась в Риге, но росла в Москве. Ее творческий путь пришелся на распад Советского Союза, свободные 1990-е и 2000-е, а также современные попытки переизобретения империи. СССР в ее понимании был похож на затонувшую Атлантиду, в которой сталинский «Большой стиль» и «Большой террор» происходили одновременно. На фоне ужасов, описанных в рассказах Шаламова, воспоминаниях Гинзбург, власти возводили величественные здания как символ сакрализации власти, подтверждающий их статус.
![](/wp-content/uploads/2022/11/derevja-kati-anny-taguti-3e18975.jpg)
![](/wp-content/uploads/2022/11/derevja-kati-anny-taguti-db4c4d3.jpg)
Со смертью Сталина фундамент основательно подкосило, что окончательно высветил брежневский «застой». Символы империи, которые проповедовала советская номенклатура, обесценились. За фасадом величия оказалась выхолощенная пустота, где все держалось на лицемерной идеологии и пропаганде. Отмена цензуры и неограниченная свобода слова и самовыражения привели к высмеиванию сакральных образов и постулатов, а общество оказалось на выжженном поле того, что когда-то называли великим союзом. Попытки возродить прежний символизм стал похож на метапародию, где телевидение с «новой» искренностью напоминает, что «раньше было лучше». При этом упускается из виду, что в семиотике прошлого не осталось энергии, а молодое поколение и их родители давно живут в ином мире с иными правилами, где старые смыслы не работают.
![](/wp-content/uploads/2022/11/derevja-kati-anny-taguti-6fc4645.jpg)
«Удивительно, что мы видим деревья и больше не удивляемся им» — эта цитата Ральфа Уолдо Эмерсона стала эпиграфом к выставке «Arbor: жизненная форма». Жить в нынешних реалиях, значит быть как дерево с холстов Тагути. Здесь оно не древо познания, а символ уязвимости и стойкости в контексте быстро меняющегося мира и неопределенного ландшафта. Деревья — немые зрители, которые вынуждены принять позицию наблюдателя и выдерживать любую непогоду.
Многие застряли в состоянии «уйти нельзя остаться», где нельзя однозначно поставить запятую. Без поддержки, заботы и эмпатии не способны выжить ни растения, ни человек, но, возможно, нам есть чему научиться у деревьев. Чтобы сохранить свою цельность и человечность, нужно крепко пустить свои корни, переплетаться с другими людьми, помогать им, и именно в этом искать смысл и надежду.
![](/wp-content/uploads/2022/11/derevja-kati-anny-taguti-21affec.jpg)
![](/wp-content/uploads/2022/11/derevja-kati-anny-taguti-d9fa1c4.jpg)