Что такое школа? Учителя-предметники. По следам публикации

Обсуждаемые вопросы имеют отношение больше к ступени основного общего образования. Именно на этой ступени школа сегодня несёт максимальные потери. Почему это происходит?

В погоне за мотивацией школьников учитель напрягает все свои познания в предмете, ищет дополнительные данные, только чтобы заинтересовать ученика. Это приводит к тому, что объём материала, количество слов, которые учитель должен сказать на уроке, вырастает. Всё бы ничего, но мотивация ученика от этого не оживает.

Другой учитель действует так же. Он тоже потратил не один год своей жизни на углубленное изучение предмета, на работу с архивами и научными статьями, ему есть что рассказать ученикам. И он тоже грузит ученика по полной. Куда тому, бедняге, деваться? Он и читает-то ещё по слогам. В итоге снова – мимо.
Что делать?

Настоящий школьный учебник

Вот тут-то на помощь и приходит тот самый настоящий школьный учебник. В котором изложена вся необходимая ученику информация; изложена в правильной последовательности, без ошибок, со всеми примерами, картинками, ссылками. В котором нет ни одного лишнего слова, а все новые и непонятные слова тщательно разъяснены при первом упоминании. В котором выдержаны все полиграфические стандарты – поля, отступы, шрифты, интерлиньяж и т.д.

Вот почему учителю не придётся готовиться к уроку. И придумывать индивидуальные задания для каждого ученика тоже не надо, так как задания одинаковы для всех. Учитывать особенности конкретного класса тоже ни к чему.

Учителю теперь совсем не обязательно быть БОЛЬШИМ экспертом в своём предмете: у него есть эксперт-учебник. Учитель даёт его ученику, и тот изучает предмет самостоятельно. И, чёрт возьми, ученик, наконец, будет вынужден научиться читать, чтобы продвинуться дальше в обучении. Пусть он застрянет в начале, он нагонит потом. Иначе он вообще никогда не сдвинется с места.

Единственная причина потери мотивации

Задача учителя не в том, чтобы быть самым умным в предмете. Его задача – показать ученику дорогу к этому предмету и обеспечить, чтобы ученик каждый день добивался успеха. Отсутствие успеха у ученика – вот единственная причина потери мотивации. Других причин нет. Если у ученика получается учиться, он будет это делать с интересом. Если не получается, — он будет отрицать учёбу, делая себя правым. А у взрослых разве не так?

Ещё один важный момент. Используя на уроке самостоятельную работу учеников с применением учебников и гаджетов, мы включаем ещё один ресурс – неисчерпаемый потенциал самих учеников. Хватит уже учителю тащить всех на себе, взращивая инфантильных бездельников.

Успешные ученики, работая на уроке самостоятельно, почти не требуют нашего внимания. Кто-то из них за всю тему ни разу не обратится за помощью и легко сдаст зачёт. В результате уже на уроке мы получаем возможность уделить больше внимания тем, кто затрудняется. А если у нас нет подготовки к урокам на завтра, то мы можем потратить это время на дополнительную работу с отстающими в классе после основных уроков.

Почему важно отделить учителя от предмета?

Когда ученик работает с учебником, и у него не получается, возникает конфликт ученика с предметом или с учебником, но не с учителем. Учитель при этом находится рядом и помогает ученику справиться с предметом, он на его стороне. Когда же учитель находится между учеником и предметом (как сейчас), и у ученика не получается, возникает конфликт между учеником и учителем из-за предмета. Улавливаете разницу?

Необучаемых школьников не бывает

Причины, по которым ученики перестают справляться и теряют интерес к учёбе, одинаковы для всех школьников. Это огромный плюс. Если их отслеживать и вовремя устранять, начиная с первого класса, то мотивация не исчезнет никогда. Если уже прозевали, и ребёнок запущен, придётся поработать. Инструменты для этого есть. И они одинаковы для всех, изобретать и подстраивать ничего не надо. Самое главное – принять одну истину: В ШКОЛЕ НЕТ НЕОБУЧАЕМЫХ ДЕТЕЙ, все школьники могут быть успешными. И пора признать, что сегодня мы НЕ УМЕЕМ научить всех. Пора перестать отрицать это, стараясь делать себя правыми. Научить всех – наша работа, и родители вправе от нас этого требовать.

Сегодня президент озвучил проблему катастрофической нехватки в стране высококвалифицированных рабочих. У нас с вами половина основной школы уходят в рабочие. Многих ли мы подготовили к тому, чтобы они были способны получить высокую квалификацию?

У каждого учителя за спиной вуз. Мы все были в школе успешными. Может, поэтому нам трудно понять других? Может, поэтому мы не можем  найти и устранить причины их проблем, записываем их в «необучаемые» и ставим на них крест? Как бы там ни было, кому, как не нам взять на себя ответственность и сделать успешными всех наших учеников? Или профессионализма не хватает?

Не спорю, с олимпиадниками работать проще. Им достаточно по старинке преподавать.

«… любой педагог – он  творец»

Работая по-новому, без преподавания, у нас всегда будет возможность использовать нашу творческую энергию. На тех же уроках применения знаний. После того, как тема пройдена, и все учебные задачи решены ВСЕМИ учениками, — творите. Это и проекты, и КВНы, и конференции, всё, что угодно на основании пройденного материала, с обязательным участием всех учеников, но только после всех зачётов. Вместо подготовок-то к урокам.

Никто не запрещает нам оставаться профессионалом в своем предмете. Проведите шикарную презентацию, заинтересуйте школьников, наберите группу на курс углубленного изучения предмета и работайте с желающими. Готовьте победителей олимпиад, проводите предметные недели. Но прежде обеспечьте выполнение школьной программы в полном объёме ВСЕМИ школьниками.

О сокращениях

Кто-то из коллег высказал опасение по поводу возможных сокращений из-за отмены подготовки к урокам. Не думаю, что сегодня кто-то на это решится.

Стоящие перед школой задачи требуют увеличения педагогического воздействия на ученика. Сокращение того, что есть, недопустимо. Но и на серьёзное увеличение бюджета образования правительство сегодня явно не готово пойти.

Освобождение учителя от подготовки к урокам – тот резерв, который мы можем использовать на увеличение взаимодействия с учеником.

Если и будет какое-то сокращение, то только сокращение наполняемости классов. А это как раз то, что тоже давно назрело.

Нам самим придётся меняться

Для меня очевидны преимущества самостоятельной работы учеников по учебникам на уроках. Может потому, что я так уже работал. Может потому, что я искал и думал об этом больше тридцати лет. Согласен, надо иметь большое воображение, чтобы сходу представить такой урок, не видя его вживую, а тем более — оценить его эффективность. Но если у вас не получается принять чужую идею, предложите свою, не устраняйтесь и не ждите манны небесной.

Ни у кого сегодня нет сомнения в том, что результаты, выдаваемые массовой школой, не соответствуют требованиям дня. Не видят этого разве только сами учителя. Или не хотят видеть, пытаясь намертво держаться за те устои, которые складывались в школе годами. Уже с ножами и топорами ученики бегают по школе и режут учителей, но мы всё равно ничего менять не будем. Только зарплату прибавьте и оставьте нас в покое со своими ФГОСами. Дайте нам спокойно готовиться к урокам по ночам.

Не я придумал, что, если делать то, что делал всегда, то и получать будешь то, что получал всегда.

Нам не удастся остаться прежними, если мы хотим иного результата. Нам самим придётся меняться.

О «многостаночниках»

Больше всего нареканий вызвала идея проведения одним учителем разных уроков  в одном классе. Кто-то даже воспринял это как личное оскорбление.

Привычка, не более. Ну, может, ещё снобизм.

В Чехии, наверное, обратное приняли бы за оскорбление, потому что там учитель ОБЯЗАН вести разные уроки.

Я не знаю, как работают  учителя-«многостаночники» в Чехии. Если ПРЕПОДАВАТЬ предметы, то я даже представить себе это не могу. Преподавание — вообще каменный век. Результативность возможна только в отобранной группе, в массовой школе оно просто недопустимо. Чем раньше мы уйдём от преподавания, тем быстрее начнём достигать высоких результатов ВСЕМИ обучающимися. И новые ФГОСы здесь абсолютно в тему.

Обзорные лекции могут быть, но, опять же, аудитория должна быть однородная. И лектор должен быть не абы кто, а таких мало. Точно так же, как новые учебники должны быть написаны теми, кто действительно знает, что такое школьный учебник и каким он должен быть для каждого возраста.

Что касается многопрофильности учителя в российской школе, то, в принципе, никто ж не заставляет, ведите лишь свой предмет. Просто система обучения по учебникам позволяет заниматься одновременно в одном помещении ученикам разных классов по разным предметам. Глупо не использовать такую возможность и не поставить в такой класс одного учителя вместо десяти. Например, есть в школе ученики, которые по разным причинам подотстали от своих классов. Проще собрать их в одной комнате и поставить одного учителя, чтобы они могли позаниматься каждый своим предметом. И будет лучше, если этот учитель владеет всеми предметами, а не только одним своим.

В селе это вообще единственная возможность сохранить школу, а может и село.

На самом деле, многопрофильность учителя выгодна всем: администрации – проще комплектовать кадры и составлять расписание уроков, учителям – проще набрать нужную нагрузку, детям – не надо бродить по разным кабинетам, за исключением лабораторий и залов, родителям – наконец-то у ребёнка появится настоящий классный руководитель.

Дополнительные предметы в арсенале учителя могут определять уровень его компетентности, повышать его ценность и, соответственно, влиять на зарплату. А вам не нужны дополнительные деньги за то же время? Например, плюс десять процентов к вашей ставке за каждый дополнительный предмет в дипломе?

Надуман и тезис о несовместимости разных предметов в одном учителе. То, что математичка обязательно должна быть в очках, а у физрука вместо головы мячик, — это всего лишь стереотипы. Кто сказал, что учитель математики не может быть спортсменом? А какой у неё будет авторитет у школьников, если она, к примеру, КМС?

Сначала – Человек, и только потом – ученик

На днях мне случилось пообщаться с одним директором школы. Она посетовала, что бывшие ученики, являясь сегодня состоятельными людьми, никак не желают помочь своей школе материально.

Может, всё потому, что «бывшие» не видят школу автором своего жизненного успеха?

Может, и родители сегодняшних учеников – вчерашние школьники, успешные по жизни и не очень, — воспринимают школу и учителей без особого пиетета по этой же причине? Ну, уж точно не по публикациям СМИ.

Я вот к чему.

Многие, если не все проблемы обучения можно решить, когда для учителя школьник будет сначала Человеком и только потом учеником. Когда мы будем с учеником на равных. Скажете, что для вас так и есть? Тогда ответьте себе на простые вопросы. Легко ли вам опростоволоситься перед учеником, перед классом? Легко ли признаться ученику, что вы совершили ошибку или чего-то не знаете? Готовы ли вы к тому, что ученик будет каждый день ставить вам оценку, вслух и при всех, как это делаете вы? Если нет, то вы сноб, поверьте. Ученик не станет вам доверять. Слушаться, возможно, будет. Возможно. Даже может улыбаться вам. Пока вынужден у вас учиться. Но не долее…

Напоследок хочу предложить вам проверить одну аксиому: 
Снимая с себя ношу истины в последней инстанции в отношении своего предмета, мы начинаем видеть в школьнике Человека.

Попробуйте.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть