Что такое школа. Снова о технологии обучения

В теории педагогики главным средством обучения называется школьный учебник. И это правильно. Но насколько это средство работает сегодня? Мой личный опыт говорит, что нынешние учебники в лучшем случае более похожи на пособие для учителя. Даже родители не всегда могут разобраться в том, что там написано. Что уж говорить о детях.

Тут и неудачная вёрстка, и нарушение последовательности изложения материала, и использование без пояснения таких слов, которые взрослым-то не всегда известны. Самостоятельно работать с таким учебником школьнику практически невозможно. Поэтому ему постоянно требуется толмач (читай — учитель).

Думаю, что это одна из причин, по которой сегодня звучат призывы вернуться к вчерашней школе. Кто постарше помнят, какие раньше были простые и понятные учебники. Сегодняшние же больше похожи на научные труды, понятные разве что самому автору.

В чем суть моего предложения

Берём хороший школьный учебник. Предположим, такой нашёлся (если нет, то придётся скомпилировать свой). Добавляем к нему ставшую уже традиционной рабочую тетрадь. И (Внимание!) дополняем этот комплект Контрольным листом.

Здесь требуется пояснение. Идея Контрольного листа не моя, но об этом – в другой раз.

Контрольный лист (КЛ) – это путеводитель или, как сейчас модно говорить, дорожная карта ученика по изучению данной темы.

В контрольном листе указано название изучаемой темы, цель её изучения, примерные сроки изучения, предварительные требования, необходимые материалы и собственно последовательность действий – указания ученику, что он должен делать: какие материалы изучить, какие упражнения выполнить, какие проверки получить и т.д.

Каждый ученик получает свой КЛ. Для одного предмета, одного класса, одного уровня образования Контрольные листы одинаковые по всей стране, но у каждого ученика – свой собственный. И это – документ. Выполнив очередной пункт КЛ, ученик делает отметку в КЛ (ставит дату и свою подпись) и переходит к следующему пункту. Если пунктом предусмотрена сдача проверки, то помимо ученика подпись ставит учитель или другой назначенный учителем проверяющий ученик.

Сам учитель выступает в роли консультанта. Он не между учеником и предметом, он рядом, — сбоку или даже сзади. Он наблюдает за всеми, направляет застрявших учеников к нужным материалам, проверяет выполненные работы. Он ничего не объясняет! И здесь – тот самый первый плюс:

Учителю теперь нет необходимости готовиться к урокам

Время на подготовку к урокам он может потратить на работу с классом. А, значит, на класс можно поставить два учителя. Но это только на первое время, потому что когда учителя и школьники освоятся с новой технологией обучения, учитель сможет управляться один со всем классом: более шустрые ученики будут принимать проверки и тренировать тех, кто помедленнее, в результате скорость обучения разных учеников будет выравниваться.

Когда все задания КЛ выполнены, ученик получает проверочную работу. Только справившись с ней, он получит следующий КЛ и только тогда продолжит двигаться дальше по предмету. Если ученик не справился с проверкой, учитель выписывает ему КЛ на коррекцию, в котором, исходя из анализа проверочной работы, указывает, какие моменты ученику следует переизучить. Выполнив коррекцию, ученик снова сдаёт проверку. И в этом – второй плюс:

Ученик никогда не двинется дальше, пока не усвоит текущий этап

Третий плюс. Сколько бы ученик ни пропустил уроков (по болезни или по иной причине), в какой бы город России ни переехал, вернувшись в класс, он продолжит с того места, где остановился. А накопившееся отставание от класса будет стимулировать его работать активнее.

Четвёртый плюс. Быстрые ученики не скованы классом и могут двигаться и в два, и в три раза быстрее остальных. Закончив программу своего класса, они без проблем могут начать программу следующего класса, либо начать углубленное изучение предмета, либо заняться другим предметом, либо уйти на каникулы. Нет необходимости формировать портфолио ученика из дипломов и грамот.  Достаточно представить документ об образовании, в котором указано, сколько и какие курсы успел освоить ученик за время обучения в школе.
Совсем быстрых учеников можно сразу направлять в специальные школы для одарённых детей, где совсем другие Контрольные листы и учебники.

Пятый плюс — нет второгодников. Не закончил ученик программу своего класса, — может заниматься дальше летом или продолжить с 1 сентября, но со своим же классом. А может и с любым другим, если ему свой класс или свой учитель не нравится. Даже если в исключительном случае (например, ЗПР, с которой по каким-то причинам не справились) ученик к концу девятого класса освоил только программу восьми или семи классов, это будут ОСВОЕННЫЕ предметы и ПОЛУЧЕННЫЕ знания, стимулирующие дальнейшее самообразование, а не уничтожающая личность профанация.

Шестой плюс. В одной классной комнате в одно время могут заниматься дети разного возраста и по разным предметам (если позволяет оборудование кабинета и подготовка учителя). Это особенно полезно для сельских малокомплектных школ. Их не придется закрывать. А, значит, село будет жить!

Седьмой плюс: Дети становятся активными субъектами образования

Уже не отсидишь урок, спрятавшись «на камчатке». И смысл прогулов утрачивается. Дети быстро становятся ответственными и взрослеют. Потому что теперь в первую очередь от них зависит их успех в обучении. На учителя и на болезнь теперь не свалишь. Инфантилизм истребляется на корню. А самостоятельная добыча знаний и личные достижения просто взрывают детскую мотивацию к учёбе. Я – свидетель, я это видел.

Восьмой плюс: дети читают!

Они не могут не читать, потому что книга действительно становится главным средством обучения. И, хотят они того или нет, они быстро научаются читать с пониманием прочитанного. А, значит, приобретают способность к самообразованию.

Девятый плюс – нет проблем с расписанием уроков. Форс-мажор с временным отсутствием учителя легко разрешается. Так как учителю не требуется подготовка к уроку, то произвести срочную замену отсутствующего педагога не сложно и безболезненно. А запасных учителей в школе теперь хватает (см. первый плюс).

Ещё один плюс (можно уже не считать, их слишком много, чтобы перечислить сегодня все) – запустить такую реформу в массовую школу ничего не стоит. Требуется небольшая переподготовка учителей, а учебники так или иначе надо переписывать. Придётся потрудиться над Контрольными листами, но в масштабах страны это не проблема.

Минусы этой технологии называть не стану, потому что я их не встретил. Не исключаю, что в комментариях их «выявится» немало. Хочу только предостеречь сразу о следующем.

Минусом этой технологии точно не станет кажущееся уменьшение значимости педагога. Да, он перестаёт быть для ученика источником знаний. (По большому счёту, он уже давно перестал им быть). Но, гораздо важнее и сложнее быть проводником ученика к знаниям, направить свои усилия не на то, чтобы передать ученику информацию, а на то, чтобы помочь ему получить знания самостоятельно, помочь ему справиться с препятствиями и достичь личной победы. Это дорогого стоит. И благодарность ученика и родителей за это будет настоящая, искренняя и огромная. Помножьте на то, что успеха в обучении добьётся каждый ваш ученик (технология позволяет) и примерьте картинку на себя.

Второе предостережение. Не следует допускать мысли о том, что учиться самостоятельно по учебнику доступно не всем школьникам. Соглашусь, что богатый педагогический опыт кричит: такое невозможно, это — фантазии.

Именно это мыслезаключение и только оно мешает нам сегодня сделать прорыв в школьном образовании. Отсутствие личного положительного опыта на этот счёт означает только то, что учитель действует неправильно, что вся система школьного образования неправильна.

Мы все, так или иначе, на каждом уроке стараемся двигать дальше тех учеников, которые успели нахвататься проблем и просто уже НЕСПОСОБНЫ двигаться дальше. По-другому нам нельзя, такова наша школа. Но единственный способ «оживить» этих учеников – вернуться с ними назад, найти те препятствия, с которыми они когда-то не справились, устранить их и восстановить пропущенное образование. Без этого не обойтись.

Предлагаемая технология имеет инструменты для такого восстановления и высвобождает время педагога, чтобы решать эту задачу не на бегу.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть