Что такое школа? Неспособных к учёбе не бывает
Не обязательно быть специалистом в педагогике, достаточно быть родителем школьника, чтобы понимать, что сегодня в школе не всё ладно. В массовой общеобразовательной школе. Если с ремонтом и оснащением школ какое-то движение вверх ещё наблюдается, то с результатами обучения — совсем беда. Иначе чем объяснить невиданный доселе расцвет репетиторства?
Самое досадное заключается в том, что все педагоги, от учителя до министра уверовали в то, что научить всех и каждого школьника невозможно, что есть дети необучаемые, что нет вины школы в нежелании детей учиться.
Удобная позиция. Теперь стало возможным назначить родителей ответственными за школьные проблемы своих детей: «Или заставьте своих детей учиться, или учите их сами. А мы будем учить только тех, кто хочет и кто способен».
Я бы не стал здесь винить педагогов. Они – заложники нашей школьной системы. А наша школа никогда не могла научить всех и каждого. И в 70-е годы прошлого века, и позднее добрая половина детей выпускались из школы на уровне «три пишем — два в уме».
Сегодня такое стало невозможным благодаря введению ГИА и ЕГЭ. Десятилетний обман вскрылся. Учителя в панике начинают на уроках заниматься натаскиванием на экзамены, дети толпами идут к репетиторам. И то, и другое одинаково неэффективно: учителя перегружены, а результат не радует; дети делают двойную работу — с утра в школу, после школы к репетитору; родители платят за бесплатное образование.
Нет проблем только у тех, кто давно забросил учёбу. Но им мало кто завидует.
Каких-то намёков на то, что в ближайшем будущем в школьном образовании что-то кардинально изменится, не наблюдается. Предложенное министром введение в школах уроков шахмат не повысит грамотность и мотивацию школьников, а страшный охранник с оружием и рамкой-детектором на входе в школу не излечит детей от агрессивности. Значит, ситуация продолжит сваливаться в бездну.
Видя всё это, нельзя оставаться безучастным. Даже если своему ребёнку мы в состоянии помочь, ему придётся жить рядом с другими, в том числе бросившими школу. Какими будут эти другие?
Ещё в середине прошлого века человечеству было дерзко заявлено: «Для любой проблемы, связанной с обучением, существует работающее решение». Были представлены результаты исследования, названы причины неудач в образовании и предложена Технология обучения – точные инструменты, дающие каждому человеку способность изучить любой предмет.
Российская педагогическая наука признаёт высокую эффективность данной технологии, но считает, что она «не в полной мере адаптирована к условиям российской системы образования».
Конечно, Технология обучения камня на камне не оставляет от нашей классно-урочной системы, которую до сих пор не похоронили только потому, что её нечем было заменить. Конечно, эту технологию надо адаптировать к нашей системе образования хотя бы потому, что она опирается на настоящие, правильные школьные учебники, которых у нас давно нет. Я даже не про содержание образования, Технология обучения от него не зависит.
Мы тащим сегодня в школу квесты и ТРИЗы, мы радуемся интерактивным доскам и уповаем на робототехнику. Но всё это работает, в лучшем случае, на «олимпиадниках». А таких детей сегодня – единицы. Большая часть школьников снова и снова остаются «за бортом». Только потому, что мы назначили их неспособными.
Можно смаковать бред о Технологии обучения и её авторе, распространяемый в сети и тиражируемый жёлтой прессой. А можно посмотреть хотя бы на то, что даёт локальное применение этой технологии в мире.
Гангстеры из Лос-Анджелеса, которые раньше были неграмотными, становятся заядлыми любителями чтения. Школьники, которые когда-то были проблемными, всего за несколько недель обучения достигают такого мастерства в чтении, которое обычно приобретается за два года. Школа в китайской провинции Шаньдун, где прежде были наихудшие показатели, становится одной из лучших в городе. В Мехико уровень сдачи итоговых экзаменов возрос с 5 до 90 процентов. В Южной Африке Технология обучения настолько заявила о себе, что применяется теперь во всей школьной системе страны.
Не впечатляет? Тогда прочитайте это: «Мы живём в эпоху широко распространённой неграмотности, и её порождения губительны. Помимо очевидных последствий в виде снижения производительности труда, нам сейчас приходится что-то делать, по меньшей мере, с двумя поколениями людей, которые не могут понимать и осмысленно общаться. Кроме того, нам нужно что-то делать по поводу такой жуткой проблемы, как целые классы неспособных закончить школу учеников – безжизненных из-за наркотиков, с пустыми глазами от телевизора и видеоигр, не имеющих ни малейшего представления об истории, математике, искусстве и литературе и при этом порой невообразимо жестоких».
Это написано не про нас, это написано про Америку 70-х. Но есть здесь что-то, пугающе похожее на то, куда мы движемся.
Технология обучения до сих пор массово не используется в Америке. Может, поэтому там сегодня от 40 до 55 процентов учащихся бросают школы? Может, поэтому там 47 процентов взрослого населения страны функционально безграмотны? Может, поэтому мы сегодня видим на экранах их телевизоров плачущих полицейских в расстрелянной школе и часто слышим бред от их первых лиц?
Я осознаю, что просто взять и внедрить новую технологию в нашу школу нельзя. Любое новшество, прежде чем применить его к детям, должно пройти строгое освидетельствование и апробацию на федеральном уровне.
Но никто не запрещает использовать элементы этой технологии на уроках уже сейчас. Никто не запрещает каждому учителю узнать, почему на самом деле у школьника пропадает мотивация, что является причиной неспособности к учению, какие настоящие препятствия не позволяют школьнику быть успешным, как справляться с этими препятствиями.
Продвижением Технологии обучения в России занимается некоммерческая организация «Прикладное образование СНГ» (г. Москва). Благодаря её деятельности сегодня практически в каждом городе работают группы, применяющие Технологию обучения для помощи школьникам. Организаторами таких групп часто становятся не педагоги, а активные родители. Во многом поэтому в стране до сих пор нет полноценной школы, работающей с применением этой технологии.
Другая причина – отсутствие в стране школьных учебников, по которым дети могли бы самостоятельно изучать школьные предметы. Те книги, которые имеются, порой недоступны для понимания даже взрослым. Это очень напоминает ситуацию с учебниками в Америке конца семидесятых годов прошлого столетия: «…было обнаружено, что ни один из тридцати выбранных наугад школьных учителей не может полностью понять тексты стандартных школьных учебников – включая и тридцать первого, который сам написал некоторые разделы одного из них».
Каждой группе Прикладного образования приходится самостоятельно создавать свои учебные материалы, беря за основу требования госстандартов и творчески перерабатывая лучшее из того, что издавалось в стране в разные годы.
Результаты уже такого применения показывают, что даже частичное использование Технологии обучения не только позволяет достигать результатов обучения любым учеником, но и значительно упрощает труд учителя.
При внимательном рассмотрении становится очевидным, что полноценное использование Технологии обучения в школе как нельзя лучше соответствует требованиям новых федеральных образовательных стандартов к современному уроку.
Эта технология – для думающих, ищущих, заинтересованных учителей. Да, она требует адаптации к каждому отдельному предмету. Методистам будет над чем поработать. Но она применима к любому предмету и к любому содержанию образования. Она позволяет учителю добиться стопроцентной мотивации учащихся безо всяких «танцев с бубном». Она освобождает время учителя для настоящего творчества и для позитивного общения с детьми.
Она доказывает, что неспособных школьников не бывает, бывают неработающие методики.