Что читает педагог?
Лето прошло. О нем остаются теплые воспоминания Вот и вспомним, что три месяца назад мы предложили нашим пользователям-педагогам ответить на вопросы о том, что они читают летом. Летом, потому что возможности почитать что-либо кроме методической литературы, нормативных материалов и работ учащихся в учебном году просто не остается.
Так что же мы, педагоги, читаем?
Сначала о жанрах. Мы спросили:
Какую литературу вы предпочитаете читать летом?
Вот первая тройка ответов: профессиональную, научно-популярную литературу, детективы. В своих ответах перечень жанров дополнили романы (с пояснением: «в том числе о красивой и нежной любви»), философские произведения, публицистика, пьесы.
А еще были такие ответы:
• «Могу читать любые книги и произведения, был бы интерес и желание».
Интересно, что только один предпочитаемый жанр указали 54 % участников исследования, два жанра 23,5 % участников. А вот продлевают привычную практику чтения только профессиональной литературы и летом 8,4 % участников исследования.
Еще мы спросили:
Какая литература, по вашему мнению, больше всего подходит для чтения летом?
В предложенных для выбора ответах мы сосредоточились на эмоциональном восприятии летнего чтения.
По преобладающим ответам участников исследования получилось, что лето у педагога — время исполнения пожеланий к чтению, которые приходилось откладывать на потом в учебное время.
А также лето нужно педагогу, чтобы:
• «Найти новые имена в литературе и познакомиться с произведениями лауреатов премий в литературных конкурсах” и для того, чтобы “Читать "с чувством, с толком, с расстановкой"».
Читать книги можно по-разному. Но о чтении летом, конечно же, надо говорить как о чтении с удовольствием. Отсюда вопрос, заданный участникам исследования:
Что вы читаете летом с удовольствием?
Такое распределение ответов участников исследования очень хорошо пояснили словесные ответы:
• «Что бы ни читала, всегда читаю с удовольствием»
• «Жанр не так важен, как мастерство писателя»
Был и такой ответ:
• «Свои произведения»
Порадовал не только последний из ответов, но и то, что хотя бы летом абсолютное большинство педагогов не пожаловалось на отсутствие времени для исполнения своих желаний.
А теперь — к произведениям. Мы спросили:
Ваша любимая книга?
Предпочтения участников исследования — перед вами.
И ответы:
• «Для каждого времени жизни своя книга»
• «Не могу выделить особо любимую, нравится очень много книг, в зависимости от настроения»
• «Честно, любимой нет, люблю читать то , что нравится, не поверите, любовную лирику»
• «УК РФ и ТК РФ (не ирония)».
Возможно, подумали мы, участникам будет легче назвать любимого автора произведений, а не книгу? И задали такой вопрос:
Ваши любимые авторы литературных произведений?
На этот вопрос чаще всего отвечали так:
Участники исследования назвали очень большое количество авторов, как правило, ни один не ограничился одним. Отмечали. что:
• «Разные, сложно ответить»
• «Нет конкретных предпочтений, люблю литературные произведения разных авторов».
Конечно же, у каждого есть книга, расставаться с которой не хочется. Поэтому мы спросили:
Какие книги вы хотели бы перечитывать?
Именно к этим книгам чаще всего хотели бы обращаться наши респонденты.
Часть участников исследования не называли произведения, а определяли чувства и эмоции, связанные с ними:
• «Все которые понравились»
• «Все, которые меня заставили о чем-либо задуматься»
• «Которые меня "зацепили" особенно…»
Отвечали и так:
• «Первый раз я "проглатываю" книгу, хочу быстрее узнать, а второй и следующие разы — "смакую", наслаждаюсь не только сюжетом, но и тонкостями»
• «Я бы не хотела перечитывать. Я ещё столько не прочитала! В мире очень много книг!»
А вот это, наверное, самые педагогические ответы:
• «Для меня одного раза достаточно, т.к. я часто для себя пишу небольшие рецензии на прочитанное….»
• «Детские сказки, где много доброго, волшебного»
Как мы понимаем, что летом педагоги читают много книг. Но, конечно же, среди них будет и самая-самая интересная, своего рода открытие в море литературы. И мы спросили:
Какая книга стала для вас “открытием” этим летом?
Эти книги назывались участниками исследования чаще других, но было названо и еще без малого триста очень разных книг.
Тем же, у кого такого открытия этим летом не произошло (были и такие ответы), желаем совершить его в ближайшем будущем.
Конечно же,мы не могли не задать такой вопрос:
Как вы считаете, педагоги отличаются по своим литературным предпочтениям от представителей других профессий?
Чуть меньше половины участников исследования высказались за то, что ничем педагоги в своих литературных предпочтениях не отличаются от представителей других профессий:
• «Думаю, что отличия не профессиональные, а скорее индивидуальные, обусловленные общим уровнем культуры и образования, а также социально-образовательной средой»
• «Думаю, это не от профессии зависит, а от внутреннего мира и от того, что было заложено еще с детства».
Надо признаться, была в этом исследовании и еще одна задумка. Согласитесь, среди всех публикуемых в настоящее время о педагогах материалах так мало внимания уделяется самому педагогу, тому, чем он живет, его мнению, предпочтениям, мечтам, что захотелось восполнить этот пробел. Знакомьтесь.