Что будет потом, или О коронавирусе с точки зрения принятия
Сейчас в Нете часто появляются сентенции типа: «Мир после коронавируса уже не будет таким, как прежде!» Хорошо, не будет. А каким он будет? Что изменится в мире?
Пять стадий
Как известно, крупные несчастья вызывают такие переживания у человека (и примерно в таком же порядке): отрицание; агрессия; торг; депрессия и принятие. Это давнее (1960-х годов) исследование Элизабет Кюблер-Росс «Пять стадий умирания». Вот сейчас у нас происходит такое несчастье, и интересно задуматься, а на какой стадии переживаний находимся мы как общество в эти дни?
Думается, это по большей мере что-то между отрицанием и торгом. Власти, особенно полиция, проявляют агрессию — придумывают и проверяют пропуска, скручивают и пихают в кутузку пенсионерок и отцов семейств, вышедших из дома в ближайший магазин. Еще бы не впадать в агрессию! Они так оптимизировали медицину в прошлые годы, демонстрируя чудеса менеджмента, что в больницах теперь не хватает ни больничных коек, ни врачей, ни аппаратуры.
Население дошло до стадии торга: «если носить маски и не выходить из дома, то мы ведь не заболеем, правда?». Бизнес находится на стадии отрицания: «мы так хорошо работали и так много сделали, почему теперь приходится закрываться?» Учителя, сжав зубы, проводят уроки дистанционно и ждут, когда же это кончится. А школьники молятся, чтобы отменили ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и отпустили на каникулы.
А если взглянуть на все происходящее с точки зрения принятия и попытаться приподнять завесу будущего: что дальше?
Ну, во-первых, пора понять, что коронавирус, это очень надолго, навсегда. Массовая пандемия закончится только тогда, когда переболеет 70-80 процентов населения, и появится естественный иммунитет. Вероятно, это произойдет к январю-марту 2021 года. Но дальше волны коронавируса будут проходить каждый год. Пройдет и нынешнее коронабесие, выяснится, что большинство страхов были беспочвенны. Большинство людей (80 процентов) переносит вирус бессимптомно. Из остальных 20 процентов только 1-2 процента в смертельной опасности и требуют госпитализации. То есть не надо всех было загонять в больницы и пытаться лечить и не выписывать, как делают это сейчас.
А коронавирус — это далеко не последний вирус, который посетит человечество в этом веке… Их будет еще много, ой, как много! И надо понять, за что нам все это, и почему.
Солярис проснулся
Когда вся эта эпопея только начиналась, я летел из Барнаула в Москву. Это долго. Мы плыли в голубой вышине, а внизу расстилались заснеженные ландшафты. Потом они сменились белыми пушистым ковром облаков. Где же я это видел? В наушниках звучала лекция профессора Кульпин-Губайдуллина по социоистории. Он говорил, что общество связано с биосферой, образует с ней единую систему.
И тут я все вспомнил и все понял. Подо мной лежал белая разумная планета-океан Солярис (из романа Лема и фильма Тарковского). И этот Солярис, наша родная биосфера, ответил нам, людям, этим коронавирусом за то, что мы нарушили хрупкое равновесие, компромисс между ним и человеком в этом, недавно начавшемся XXI веке.
Так происходило уже не раз в прошлом. Когда-то давно, в конце палеолита, когда людей-охотников и собирателей стало совсем много и они истребили множество растений и животных на больших территориях, биосфера — Солярис подбросила им жестокую доисторическую войну всех против всех, в которой они сами себя чуть не истребили. Выход нашелся в компромиссе с природой, состоящем в переходе к оседлости и сельскому хозяйству.
Потом, в Средневековье, когда в Европе была исчерпана вся пахотная земля, природа «подарила» европейцам крестовые походы, монастыри, в которых содержалась большая часть женщин из дворянского сословия, эпидемии чумы, в которых умирало до половины населения городов.
Но компромисс снова был найден в виде перехода к капитализму, эпохи географических открытий и завоевания колоний. А вот сейчас в конце эпохи индустриализации, после взаимоистребления миллионов людей в ходе двух мировых войн, наш Солярис посылает нам вирус за вирусом, и, кажется, коронавирус — это уже не последний звонок, а мощный пинок, который забросит нас в постиндустриальное, цифровое общество, экономику на основе сетей, программ и процессоров.
Мы давно включились в гонку за природными ресурсами, мы набились в города-мегаполисы, настоящие бетонные джунгли. Мы работаем в огромных бизнес-центрах. Мы учим детей в гигантских школах на 2000-3000 человек, а маленькие школы, как в городах так и на селе закрыли — слава оптимизаторам образования. Мы проводим время в гипермаркетах и большущих спортивных залах, привыкли мотаться в отпусках по всему миру на самолетах. Всему этому теперь пришел конец.
Эпицентром эпидемии оказывается в нашей стране Москва. И в регионах все заболевшие — это те, кто недавно там побывал. Там уже жесткая пропускная система, блок-посты на въездах. Не работает толком образование, не работает бизнес. И совершенно неясно, на какое время все это? А вдруг навсегда? И нынешняя Москва станет городом призраком? Зоной для сталкеров? Ведь смысла больше нет в том, чтобы жить в Москве и прочих городах-миллионниках.
Человечество должно рассредоточиться по планете, покинуть города, навсегда забыть о гипермаркетах, бизнес-центрах и школах-гигантах. Наше будущее — комнатка в сельском домике, мокрые от дождя тропинки, доставляемая из интернет-магазина еда, дистанционная работа, дни перед монитором, грядка с морковкой под окном и виртуальная жизнь в интернете.
Можно ли вести уроки в школе, когда в ней пожар?
Что ждет нашу школу и учителей в нынешних условиях? Когда пришел вирус, образование во всей стране в приказном порядке отправили на каникулы, а потом загнали в онлайн. Не совсем в курсе, что сейчас происходит в госшколах в основной массе — думаю, там стоит стон учителей, не умеющих работать в онлайне и учеников — не желающих в онлайне учиться.
А вот в частном образовании, в платных маленьких школах, все это было воспринято, как трагедия. Еще бы, тут бьются за каждого ученика, придумывают, что можно сделать для его развития, как ему помочь. Те, кто считают, что в частной школе только и думают, как выудить от родителей каждого ученика побольше денег, торгуют оценками и аттестатами — малознающие, недалекие и злобные люди!
Здесь же все наоборот! Вот уже третью неделю не прекращается бурление форумов и чатов руководителей частных школ и детских садов, на тему: как организовать дистанционное обучение и развитие детей, как сохранить контингент. Продвинутые школы проводят для менее подвинутых мастерклассы, делятся опытом и наработками. И все это без какой-либо указиловки «сверху», только на основе инициативы «снизу». Часто ли сейчас такое встречается в обычных школах?
Думается, частное образование ждет большое будущее. Только оно способно обеспечить качественное, элитное очное обучение, когда дети могут вживую пообщаться с педагогом и друг с другом. Остальным достанется эрзац-обучение на основе LMS и учебных видеороликов.
Неужели кто-то думает, что с сентября обучение в школах и вузах так и пойдет, как шло до сих пор? Ведь, скорее всего, учебный год в сентябре так и начнется дистанционно, как заканчивается этот учебный год. И очень во многих в школах уже не будет достаточно учителей, чтобы обеспечить «освоение учебной программы» в очном режиме.
Нужно возвращаться в малые города и села, восстанавливать школы и детские сады там. Давайте переселяться в коттеджи (это переводится «сельский дом»). Нужно строить школы-кампусы за городом, с пансионом для школьников, учебными фермами и теплицами.
Ну а стандарты обучения, учебники — все это нужно в новую эпоху совершенно другое. Нынешние учебники и стандарты эпохи заката индустриального уклада пора выбросить в мусор и забыть. Это уже история, никому не нужное прошлое. Учителям сейчас полезнее вспомнить дорогу на заброшенные дачи, взрыхлить там огороды и посадить картошку, помидоры и клубнику.