Четыре проверенных приема для преподавания онлайн
Моя педагогическая карьера началась в университетские годы. Перед тем как я открыла для себя онлайн-преподавание, подрабатывала частным репетитором. У моей племянницы были неважные оценки в школе, но у девочки было огромное желание изучать язык. Я составила программу обучения. Время шло, мы учились, каждый раз открывая для себя что-то новое и закрепляя старый материал. Однако у меня уходило много времени на подготовку к урокам и на дорогу туда и обратно.
Вскоре я стала загружена учебой и ничего не успевала. Хождение в кромешной тьме к Полине после пар стало походить на проверку волевых качеств, а не на занимательные уроки английского с интерактивом и играми. Тем не менее, я довела Полину до 8 класса и закончила университет. Тогда я впервые задумалась об онлайн-образовании.
Я мечтала найти структурированную платформу, на которой студент и преподаватель могут эффективно взаимодействовать. Так я наткнулась на предложение о сотрудничестве от Skyeng и почувствовала себя Христофором Колумбом, открывшим нечто «новое и неизведанное». После собеседования меня приняли на работу и я уже три года преподаю онлайн.
В онлайн-образовании существует проблема неправильного соблюдения критерия Rapport – эмоционального контакта с учеником, устанавливаемого на первом занятии. Не соблюдая данный критерий, велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций на уроках. Студент может испытать недовольство из-за непонимания со стороны преподавателя или вовсе потерять интерес. Для того, чтобы избегать подобных сложностей, необходимо на первом же уроке быть максимально открытыми со студентами, стараться вовлечь их в учебный процесс.
Идея идеального урока должна заключаться не только в четко выстроенном плане и соблюдении учебной программы, но и в формировании теплых и доверительных отношений с учениками.
В эпоху цифровых технологий многим людям трудно выпустить из рук телефон. Одному из моих студентов регулярно звонил начальник во время занятий. Я понимала важность звонков, но меня не могли не расстраивать подобные перерывы. Однако, мне все же удалось найти корень проблемы, который крылся в недостаточной динамичности урока. И дело было вовсе не в звонках. Я стала замечать, что с добавлением дополнительных вопросов и игр, студент стал реже откликаться на телефон во время занятия, ему было интереснее выразить точку зрения касательно вопросов, которые его волновали.
Не секрет, что в любой момент на уроке может возникнуть переизбыток изучаемого материала. Непрерывная динамика проведения увлекательных заданий, применение стратегии cool down – вот в чем кроется секрет эффективно проведенного урока.
За время преподавания в Skyeng я прибегла к огромному количеству приемов и методик преподавания языка. Но мне полюбились четыре, наиболее эффективные, по моему опыту приема, которые подходят разным возрастам:
Цветное кодирование
Чем ярче и красочнее подан материал, тем легче он запоминается. В моей педагогической практике мне встретились ученики, которые путали личные и притяжательные местоимения. Многие из них увлекалась Minecraft. Я решила создать для них цветную шпаргалку, где на героях красного цвета были написаны личные местоимения, а на синих героях – притяжательные. Со временем дети перестали путать их, ведь меч Стива из Minecraft это «his sword».
Активация опыта
Если использовать задания, которые имеют отношение к опыту человека в разных сферах, английский будет восприниматься эффективнее. Так мне удалось без труда объяснить тему “Reported speech in Media” для журналистки, которая в свое время должна была ехать в Америку. В последствии студента часто руководствовалась этой конструкцией при проведении репортажей.
Изменение голоса и использование жестов
Для лучшего усвоения материала я изменяю тон, тембр и громкость своего голоса и использую разные жесты. Так, объясняя наименее мотивированным подросткам новую грамматическую тему, в примерах можно использовать громкий или тихий голос, ворчание, шепот и иногда возгласы. На одном из уроков с подростками, когда мы проходили восклицания, в примеры я добавила фразы из пьесы Ромео и Джульетта, которые студенты читали по очереди с разными эмоциями.
Зрительный контакт с камерой
Зрительный контакт помогает поддерживать персональную связь с учеником. Если этого не соблюдать, то у учащегося может возникнуть чувство, что его игнорируют. Соблюдение зрительного контакта может помочь удержать внимание ученика на словах учителя и на материалах урока.
Об авторе: Анастасия Усова, преподаватель онлайн-школы Skyeng, победитель конкурса "Мой опыт онлайн-преподавания".