Чему должен научиться педагог
Самое главное, чему должен научиться педагог — мне кажется, я это умел уже в 1972 году — так это быть абсолютно независимым от системы образования. По-моему, это очень легко.
Хочешь учить математику по Давыдову — не ищи сертификата за подписью Давыдова. Просто с 1 сентября веди — и все. Никто не придерется, так как администрации абсолютно это безразлично.
Ведешь физкультуру, а футбол вести не полагается ( "они и так играют"), а ты все равно бери и учи детей играть в футбол. Никто ничего не заметит!
Считаешь, что в мае продолжительность урока не может быть больше 15 минут — ни у кого ничего не спрашивай. а так и поступай — детское здоровье дороже дурацких инструкций.
Считаешь, что дневники не нужны — не прикасайся сам к дневнику — и дневники отомрут сами.
Считаешь, что обязательные ДЗ не нужны — ДЗ задавай. проверяй, но не ставь плохих отметок за отсутствие ДЗ — и обязательные ДЗ тем самым и отомрут сами собой.
Считаешь, что в школу ребенок может прийти, когда он того хочет — не ругай никогда детей, которые опаздывают — и жизнь детей существенно облегчается сама собой.
Конфликтовать с начальством — последнее дело. Начальство живет энергией наших конфликтов с ним.
Доверяешь родителям класса — не требуй медицинских справок ни у кого, родители сами тебе все расскажут, и пусть при этом медсестра хоть лопнет от злости — у тебя инфекционных заболеваний всегда будет гораздо меньше, чем у тех, кто требует справочку за один пропущенный день.
Понимаешь, что дети могут сами решать, как обустраивать класс архитектурно — не делай никогда никаких замечаний, если дети передвигают парты, садятся вчетвером или вшестером и пр.
Считаешь, что родительские собрания только разобщают — проводи одно в конце мая с изложением своей программы действий на будущий год и тайным голосованием подтверждения своих полномочий классного руководителя.
Понимаешь, что в начальной школе в принципе не может быть отметок, а завуч требует их выставлять — не спорь, это бесполезно, а ставь отметки 12,11,10, редко 9 и 8. И все будет педагогически целесообразно. Тебя будут считать либеральным чучелом. а ты будешь доволен тем, что при такой системе у тебя 6-7 человек успешно поступают в физматшколу, 2-3 — в английскую школу, 1-2 — в спортивную школу высокого уровня. Да, твоим детям будет непросто в пятом классе, зато начиная с шестого они, несломленные подростковыми учителями, находят с ними разумный компромисс на своих условиях.