Бизнес туристы стали выбирать более дорогие отели
Эксперты агентства делового туризма «Аэроклуб» проанализировали бронирования российских и зарубежных отелей, совершенные представителями бизнеса в третьем квартале 2020, и выяснили, как изменился спрос по сравнению с предыдущим периодом, и удалось ли рынку восстановиться до показателей прошлого года.
Исследование показало, что в 3 квартале 2020 бизнес-туристы стали активнее путешествовать — рост спроса на проживание в российских отелях по сравнению со 2 кварталом текущего года составил 290%. Однако эксперты отметили, что восстановление деловых мероприятий и командировок происходит медленно, и число ночей, которые представители бизнеса провели в российских отелях в 3 квартале, достигло лишь половины объемов прошлого года, а за рубежом — 5%.
Наиболее часто на территории России бизнес-туристы останавливались в трехзвездочных отелях. Спрос на эту категорию объектов размещения пострадал в наименьшей степени — он упал в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Несмотря на рост числа ночей в этой категории объектов размещения на 246% по сравнению с 2 кварталом 2020, доля бронирований в трехзвездочных отелях сократилась с 48% до 43%.
Самый значительный рост спроса у представителей бизнеса пришелся на номера в отелях категории «4 звезды» — по сравнению с 2 кварталом 2020 он составил 435%. Доля ночей, проведенных бизнес-туристами в четырехзвездочных гостиницах России, выросла за квартал с 25% до 34%. Тем не менее, падение относительно прошлого года составило 56%.
Спрос на российские пятизвездочные отели в 3 квартале 2020 вырос относительно предыдущего периода и составил 406%. Однако существенных изменений в смене предпочтений бизнес-туристов отмечено не было — в 3 квартале доля ночей, которые были забронированы в самой дорогой категории отелей, составила 5%, во втором квартале 2020 она равнялась 4%, а годом ранее — 6%.
«Мы видим, как от месяца к месяцу растет интерес бизнеса к живому общению, — восстанавливаются командировки, в сентябре начали проходить деловые мероприятия. Прогнозировать дальнейшую динамику сложно, так как эпидемиологическая обстановка меняется очень быстро, и октябрь станет показательным месяцем — рост либо продолжится, либо произойдет откат деловой активности в офлайне», — прокомментировала Юлия Липатова, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб».
Среди самых востребованных городов у представителей бизнеса — Москва, на втором месте с небольшим отставанием Санкт-Петербург. Также вошли в топ-10 по числу забронированных бизнес-туристами ночей в 3 квартале 2020 такие города, как Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Ноябрьск, Уфа, Тюмень, Красноярск и Казань.
Наиболее часто в 3 квартале 2020 года в российских отелях останавливались представители ритейла. На них приходится треть всех ночей, которые бизнес-туристы провели в объектах размещения на территории России, причем падение относительно прошлого года составило лишь 30%. Занимавшие годом ранее первую строчку представители добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики в 3 квартале 2020 на 45% реже останавливались в российских отелях, при этом доля бронирований представителей этого сектора экономики составила почти четверть от общего числа бронирований. На третьем месте — сотрудники фармацевтических компаний, они в 9 раз увеличили число командировок на территории России в третьем квартале по сравнению с предшествующем периодом. Больше всего сократили объем проживания в российских отелях представители FMCG-компаний, падение составило 79% по сравнению с прошлым годом, тем не менее, они заняли 4 строчку. Напротив, не пострадало число ночей, которые сотрудники компаний, занимающихся продажей предметов роскоши, провели в российских отелях — их число осталось на уровне 3 квартала 2019 года, однако на эти компании приходится лишь 2% от общего числа бронирований.
Доля зарубежных бронирований составила 1% от общего числа ночей, что на 13% ниже доли прошлого года. Лидерами по проживанию за границей стали представители добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики (37% от общего объема), FMCG-компании (20%), а также финансовые и консалтинговые компании (8%). IT-компании, которые годом ранее занимали 3 строчку, переместились на пятую, их командировки за рубеж составляют лишь 2% от прежних объемов.