«Без ковриков не отдадим». Как автодилеры навязывают опции клиентам

Российский авторынок по итогам августа стал вторым по объему в Европе. Вместе с тем, в последний месяц лета он снова вернулся к снижению после роста, показанного в июле. И тем не менее всплеск спроса на машины во второй половине лета привел к дефициту новых автомобилей: особенно среди самых популярных и востребованных на рынке моделей.

По словам независимого эксперта авторынка и партнера издательства «Короче, дилер» Артема Самородова нехватка новых автомобилей в салонах и на складах была вызвана тремя основными причинами. Во-первых, сказался простой заводов, вызванный пандемией коронавируса. Во-вторых, многие заводы, которые не прекращали работу во время карантина, ушли в плановые летние отпуска. Ну и, в-третьих, некоторые производители сознательно закрывали отгрузки машин на небольшие сроки, так как оценивали перспективы рынка и пересматривали прайс-листы на свой модельный ряд.

Вместе с тем, продажи машин в июле и первой половине августа росли, потому что сказался так называемый «эффект отложенного спроса», а также не очень стабильный курс рубля к доллару и евро.

«Люди уже поняли, что вкладывать средства в мебель и бытовую технику не так выгодно, как в автомобили. Поэтому все побежали покупать машины. Даже те, кто изначально планировал это делать в более далекой перспективе, а не завтра или даже не послезавтра — продолжает Самородов. — поэтому дилеры начали зарабатывать по стандартной схеме. На фоне ажиотажного спроса сначала они начали отказываться от скидок, а затем предлагать машины с большим набором опций и аксессуаров».

Один из наших читателей рассказал, как во время покупки кроссовера Kia Seltos дилер предлагал автомобиль в наличии с дополнительным оборудованием более чем на 260 тысяч рублей. «Более того, из-за нехватки наличных средств на такую покупку, мне предложили часть стоимости дилерских опций включить в тело кредита на автомобиль» — подытожил собеседник.

Фото: РБК

Этот случай не уникальный. Алексей, строитель из подмосковного Подольска, в августе подбирал себе автомобиль Skoda Octavia. И вновь продавцы предлагали машину в нужной комплектации ждать несколько недель с завода или взять что-то из того, что есть в наличии, но с большим набором дополнительного дилерского оборудования.

Причем подобные предложения клиентам продавцы делают не только с самыми популярными и востребованным машинами, но и с куда более редкими нишевыми моделями. Так, Борис, дизайнер из Москвы, приобретал новый Kia Soul у одного из официальных дилеров в столице. «Я не очень хотел ждать машину на заказ с завода, поэтому брал из того, что было в наличии. Из трех предложенных вариантов желаемого мною синего цвета был лишь один автомобиль с дополнительным дилерским оборудованием общей стоимостью почти на 150 тысяч рублей» — рассказал наш собеседник.

Продавцы заявили Борису, что машина продается в таком виде. Любой другой вариант нужно заказывать и ждать с завода несколько недель. Причем итоговая стоимость автомобиля на заказ может отличаться от текущей поскольку к моменту доставки прайс-лист на модель имеет шансы быть скорректирован производителем.

«По правде говоря, я не собирался отказываться от парктроников и сигнализации с обратной связью, установленных дилером, но вот защита картера, дорогущие резиновые коврики в салоне и в багажнике, а также дополнительная защитная сетка на решетку радиатора мне не очень-то и были нужны. Но мне сказали, что «эту машину без ковриков не отдадим» и нужно будет ждать другую» — объясняет Борис.

Фото: Shutterstock

«На языке продавцов это называется елка. Когда на богато-укомплектованный автомобиль в шоу-руме, как на новогоднюю елку, навешивают практически все возможное оборудование и аксессуары, чтобы продать подороже — говорит Артем Самородов — но наши продавцы не уникальным в этом. Например, точно по такой же схеме сейчас работают дилеры США, где рынок тоже столкнулся с дефицитом автомобилей из-за короновирусного простоя производителей».

Эксперт также отмечает, что путем отмены скидок и активной продажи дополнительного оборудования многие дилеры за два летних месяца работы практически полностью компенсировали потери, которые понесли во время простоя в апреле и мае этого года.

Ситуация коренным образом может измениться только тогда, когда дефицит сойдет на нет. Однако никто не берется прогнозировать сроки корректировки. По словам Самородова подобная ситуация может продлиться еще полтора-два месяца и рынок стабилизируется лишь к концу ноября. И то, только при условии экономического штиля и стабилизации курса рубля.

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат», еще более осторожен в прогнозах. «Все будет зависеть от двух факторов: эпидемиологической ситуации и главного экономического показателя — курса рубля к валютам. Если будет вторая волна «короны» и очередной период самоизоляции с остановкой заводов, то такая ситуация на рынке может продлиться очень долго. Опять же, если курс рубля будет также нестабилен, как в начале сентября, то это вновь подстегнет спрос и лишь усилит дефицит. Если же рассматривать наиболее благоприятный сценарий, при котором новых ограничений не будет и заводы продолжат работу в нынешнем режиме, а курс рубля к валютам зафиксируется на текущем уровне, то стабилизация на рынке и выход из сложившейся ситуации могут начаться уже в конце этого или начале следующего года.

Фото: Shutterstock

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть