Авторитет учителя – «врожденное» или приобретенное?

Не секрет, что в настоящее время у многих детей нет авторитетов даже на уровне института семьи, что уж говорить о социальном институте образования. И это не удивительно, ведь одно вытекает из другого. Человек начинает свой жизненный путь в семье, в ней формируются первичные ценности, устанавливаются основы взаимоотношений, на базе чего в дальнейшем он будет воспринимать мир и взаимодействовать с ним.

Оговоримся, что мы ведем речь не об авторитарности, а об авторитете. Хотя, стоит отметить, что зачастую современные отношения педагога и ученика строятся скорее на авторитарности. К сожалению, это и может оказаться одним из корней обсуждаемой проблемы. Многие педагоги действуют не сообразно тому, что вызывает ответную реакцию уважения, а наоборот — реакцию отвержения учителя, создавая псевдоавторитет, основанный на страхе учащихся перед учителем. Порой не учат, а поучают. Стараясь получить от учеников послушание, а не желание познавать. И некоторые аспекты такого поведения можно понять, иногда это проявляется неосознанно на фоне эмоционального состояния. 

Любовь Александровна Овсянникова, учитель русского языка и литературы, стаж работы 25 лет:
«Сейчас профессию учителя уничтожают. Последние годы я не видела учителей с огоньком в глазах, зато теперь вечно уставший учитель – это правило. Учитель больше не творческая профессия, она ежедневно все больше превращается в рутину. Государство обязывает тратить все внеурочное время на бюрократию и самообучение так, чтобы носа не показывать. И это порой не приносит ничего, кроме «галочки» в портфолио школы, и все за те же деньги. То, что я стараюсь вложить в своих учеников, никак не зависит от уровня моей зарплаты, но ведь кушать хочется всем. Когда считаешь копейки и видишь, что твое призвание опускается на уровень сферы услуг, крайне трудно поддерживать эмоционально позитивный настрой и желание отдавать себя педагогическому искусству».

Авторитет учителя выражается в отношении учеников к педагогу, данное отношение способствует успешному совместному участию в улучшении жизни. Нельзя отрицать тот факт, что отношения, построенные на позитивной волне, в рамках взаимного уважения, способствует ответной реакции. А что может быть ответом учащегося на взаимоотношения с учителем как не интерес к обучению. Ученик, который принимает авторитет учителя, старается показать ему это, тянется за ним, испытывает желание заслужить его одобрение, учиться. 

В начальных классах дети принимают учителя как некий авторитет, но скорее в силу его ролевой позиции. И если профессиональный авторитет учителя не был закреплен как что-то неотъемлемое, то по мере взросления ученика понятие авторитета педагога растворяется. 

Анна Геннадьевна Панферова, учитель английского языка, стаж работы 9 лет:
«Родителя считают возможным звонить учителю в любое время, не считаясь с занятостью педагога, хотя на это должен быть крайний случай. Моей коллеге позвонила мама ученика в половине двенадцатого ночи, чтобы узнать хорошо ли пообедал ее ребенок. Согласна, родитель может спрашивать обо всем, но иногда в этом сквозит недоброжелательность, желание перепроверить учителя, сомневаясь в его знаниях предмета. Для этого некоторые учат детей шпионить, незаметно записывать урок на телефон и другим гадким вещам. Ребенок в итоге и сам перестает верить учителям, отсюда и неуважение к нему».

Юлия Михайловна Габдуллина, учитель математики, стаж работы 8 лет:
«Некоторые родителя, не зная, что я тоже работаю учителем (не в той же школе, где учится мой ребенок), часто при встрече делятся чем-то нелицеприятным об учителях, говорят они об этом и при детях. Естественно, что ребенок перенимает это и потом можно услышать фразы по типу: «Мама сказала, что Вы неправильно учите». А еще укоренилась тенденция жалоб в департамент образования. Что-то не нравится – жалоба, не важно, по какой причине. А руководство, как правило, на стороне родителей. Ученики, оглядываясь на родителей, позволяют себе угрозы в адрес учителя, в ответ на замечание или плохие оценки. Неприятно осознавать, что твоих учеников заранее настраивают против тебя».

А дети остаются детьми. От учителя с 35-летним стажем, можно услышать, что и 30 лет назад ученики были такими же: те же проблемы, те же успехи, а вот родители другие. Бесспорно, дети – отражение своих родителей, они все поглощают и воспроизводят. 

Испокон веков люди принимали учителей, врачей как людей обладающих умениями, опытом, сверхзнаниями, не доступными значительному большинству, им доверяли, и это налагало на профессионалов ответственность. Они знали, что — значимы, авторитетны, в них верят, и в ответ им хотелось подтверждать эти мысли, соответствовать и расти над собой, давать то, на что они способны, становясь лучше и искуснее. 

Алина Кирсанова, 15 лет:
«Учитель, который сам по себе не очень хороший человек: недобрый, бесчестный, склонный к давлению на людей, не будет авторитетен для учеников. В любой профессии, и учительская тут не исключение, авторитет можно только заслужить, никому он не дается вместе с дипломом вуза».

Игорь Вознесенский, 16 лет:
«Мы уважаем тех, кто хорошо знает свой предмет и умеет его преподавать, кто не подличает и не подставляет, кто относится к нам как к людям. Авторитетные учителя — это обычно довольно строгие, но справедливые, знающие и образованные».

Кристина Пришпекова, 10 лет:
«У нас очень хорошие учителя, и мы всех их любим и уважаем. Хотя есть одна учительница, которая все время на нас кричит, мы ее боимся. Не любим. Но, наверное, уважаем».

Возможно, если бы авторитет профессии педагога по умолчанию существовал в полной мере и по сей день, многих проблем, связанных с образованием, не было бы.  Сегодня остается на личном уровне видеть в учителе опытного мастера своей области, его мудрость, ответственность, в ученике – человека, достойного уважения и доверия, старательного и обучаемого,  в родителях – переживающих, любящих людей. Все зависит от всех и лично от каждого.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть