Apple получает всё больше доходов от услуг, но теряет в устройствах
Защищая политику компании перед американскими конгрессменами, глава Apple Тим Кук (Tim Cook) на прошлой неделе дал понять, что гигант из Купертино никогда не покупает конкурентов, а приобретает только те активы, которые помогут получить доступ к новым технологиям. Сейчас доходность услуг Apple растёт, а норма прибыли в продуктах сокращается.
Выручка Apple по-прежнему существенно зависит от реализации смартфонов, а этот рынок переживает не самые простые времена. Пока цикл перехода на 5G не начал стимулировать рост объёмов продаж, Apple приходится сталкиваться как с последствиями пандемии, так и с усиливающейся конкуренцией. Нет ничего удивительного в том, что норма прибыли компании в сегменте продуктов по итогам второго календарного квартала снизилась с 30,4 до 29,7 % в годовом сравнении. В своём квартальном отчёте по форме 10-Q компания винит в этом изменившуюся структуру спроса на продукты и слабость зарубежных валют по отношению к доллару США.
В сегменте услуг норма прибыли Apple продолжает увеличиваться. В минувшем квартале она достигла 67,2 %, что значительно выше наблюдавшихся годом ранее 64,1 %. Компания стала продавать больше услуг и подписок, чему в значительной мере способствовала пандемия. Это увеличило доходность данного вида бизнеса. Прогресс мог быть ещё более очевидным, если бы не возросшие расходы на этом направлении. Из-за пандемии, например, пришлось прекратить съёмку сериалов, которые Apple собиралась предлагать своим подписчикам.
Характерно, что Apple в удельном выражении тратит на исследования и разработки не так много, как основные конкуренты — не более 8 % совокупной выручки. Со второго квартала прошлого года эта пропорция не изменилась, хотя в абсолютном выражении расходы на разработки и исследования выросли с $4,26 до $4,76 млрд. Как признаётся компания в квартальном отчёте, основная причина роста профильных расходов — увеличение штатной численности разработчиков. Это частично подтверждает тезис стратегии роста Apple, которая склонна приобретать более мелкие компании для получения доступа к их разработкам. Такие сделки не слишком часто афишируются, но в отдельные периоды своей деятельности Apple покупала по одной компании каждые несколько недель.