«Академсервис» признан лучшим российским туроператором
«Академсервис» признан лучшим российским туроператором и мировым туристическим лидером в сфере культуры и спорта.
27 ноября на онлайн-церемонии самой престижной туристической премии в мире World Travel Awards были подведены итоги голосований и озвучены лидеры в своих номинациях. Компания «Академсервис» победила в двух номинациях премии: «Лучший российский туроператор 2020 года» и уже второй год подряд — «Мировой туристический лидер в сфере культуры и спорта».
О том, как компании удается сохранять лидирующие позиции, и что ждет турбизнес в 2021 году рассказали генеральный директор «Академсервиса» Леонид Исакович и заместитель генерального директора Евгений Липец.
— Леонид Григорьевич, поздравляем вас с получением премии World Travel Awards в номинации «Лучший российский туроператор». Что означает для вас эта награда?
— Для компании «Академсервис» стать публично признанным лидером в России, получить самую престижную награду в туризме — это знаковое событие. Почетное звание лучшего российского туроператора накладывает на нас дополнительные обязательства соответствовать потребностям и желаниям наших клиентов.
— Как повлияла ситуация с COVID-19 на традиционно консолидированную роль «Академсервиса» в аккумуляции потоков от покупателей и их дальнейшего распределения по отелям?
— Действительно, «Академсервис» как туроператор с собственной онлайн системой бронирования аккумулирует потоки заказов от покупателей, которые дальше распределяются по гостиницам. Количество заказов в пандемию, конечно, уменьшилось, произошло перераспределение потока бронирований в отели меньшей звездности, но при этом сегмент дорогих отелей остался практически неизменным.
— Известно, что многие туристические компании использовали этот сложный период для организационно-технологических преобразований в компаниях. Что за это время удалось сделать в компании «Академсервис»?
— Это правда, и «Академсервис» также постарался использовать это время для реорганизации. Была создана новая компания — «Академ-Онлайн», в которой мы сконцентрировали весь наш бизнес по индивидуальным онлайн-бронированиям. Мы продолжили также активное внедрение электронных каналов бронирования и интеграцию нашей системы с зарубежными поставщиками, предоставляя таким образом возможность нашим клиентам оформлять заказы на размещение в гостиницах по всему миру. Новая компания опирается на уже существующую договорную базу отелей, надежные информационные технологии и опытный персонал.
Сама же компания «Академсервис» сосредоточится на развитии группового туризма, обслуживании спортивных команд, театральных коллективов, MICE и других не менее интересных туристических проектах.
— Чего, по вашему мнению, можно ожидать от 2021 года? Как скоро стабилизируется ситуация на рынке туризма?
— Мы достаточно сдержаны в прогнозах. Почти очевидно, что 2021 год будет тоже потерян для въездных групповых туристических поездок: для этого было необходимо еще летом этого года контрактировать отели на следующий год, чтобы наши партнеры — зарубежные туроператоры успели опубликовать туры и цены в своих каталогах, которые выпускаются осенью. Но, как вы понимаете, этим летом всем было не до контрактинга, а осенью — не до каталогов.
— С чем вы, как руководитель лучшего российского туроператора, хотели бы обратиться к вашим партнерам: отелям и тревел-компаниям?
— Отелям в нынешней ситуации нужно будет запастись терпением. Мы понимаем, что и групповой, и событийный туризм будут еще долго восстанавливаться, прежде чем вернутся к доковидным значениям. Кроме того, очевидно, что уменьшенный в целом поток клиентов будет распределяться по отелям по-другому — те, кто раньше жил в дорогих отелях, теперь просто не смогут позволить себе такого. Таким образом сочетание цены и условий бронирования определит конечный выбор гостиницы клиентом.
Я также хочу поблагодарить всех наших многочисленных российских и зарубежных партнеров, а это во многом известные игроки на рынке, и заверить, что нашим приоритетом, как и всегда, останется гарантия высокого качества услуг несмотря на любые кризисы.
Желаю всем нам здоровья и благополучия!
— Евгений, ваша компания уже второй год подряд стала победителем престижнейшей награды World Travel Award в номинации «Мировой туристический лидер в сфере культуры и спорта». Расскажите, какие у вас ощущения от победы и как она повлияет на работу компании?
— Во-первых, во избежание неверного толкования, сразу хочу пояснить, что эта награда вручается не за количество привезенных туристов на концерты и спортивные соревнования, а за участие в организации и обслуживании самих событий в сфере культуры и спорта.
Я подозреваю, что это обстоятельство может вызвать у многих недоумение: о какой культуре, каком спорте в течение этого года идет речь, когда весь мир охвачен коронавирусной инфекцией? Действительно, если мы будем сравнивать итоги этого года с итогами прошлого, то это сравнение будет, конечно, не в пользу 2020-го. Но в России профессиональный спорт возобновлен почти в полном объеме. Соревнования проходят практически по всем видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу, хоккею, хоккею с мячом и так далее. Несмотря на пандемию, проводятся театральные и музыкальные фестивали. Конечно, к нам (да и не только к нам) почти не едут с концертными турами зарубежные исполнители, но это еще не повод приходить в уныние.
Кстати, помимо двух мировых наград, мы в октябре этого года получили еще и европейскую награду в той же номинации.
Ощущения от победы хорошие. Сегодняшний пандемический период дает людям так мало положительных эмоций, поэтому получение награды добавляет оптимизма, энергии, да и вообще здоровья, что совершенно необходимо любому человеку в эти непростые времена. Как это повлияет на работу компании? Высокое звание накладывает большую ответственность, мы обязаны соответствовать званию лидера и будем стараться свои усилия преумножить.
— Как вы считаете, почему выиграл именно «Академсервис»?
— Я слышу в ваших словах недоумение. А зря: «Академсервис» является единственной туристической организацией в мире, которая обслуживает 190 команд в самых разных видах спорта. У нас в структуре компании есть целый событийный департамент, который в режиме 24/7 занят обеспечением постоянных внутрироссийских перемещений команд в рамках чемпионатов и кубков страны, а также европейских турниров. Я, конечно, не знаю точно, но с вероятностью 99 и 9 в периоде могу предположить, что в мире больше не существует ни одной туристической фирмы, которая имеет в своем портфолио такое количество названий обслуживаемых спортивных команд. И это не только российские клубы.
— А какая ситуация сейчас с театральными, музыкальными мероприятиями? Сильно ли «просел» этот бизнес?
— Несмотря на государственные и местные ограничения в заполняемости залов, карантины и прочее, даже в этой сфере что-то происходит. «Академсервис» очень много лет сотрудничает с национальным театральным фестивалем «Золотая маска», который был приостановлен весной этого года в связи с закрытием театров, но в октябре он начал работать снова. В том же октябре в Москве прошел ежегодный фестиваль музыкальных театров под названием «Видеть музыку». Добавьте к этому театральный фестиваль «Территория», музыкальный «Москва встречает друзей», внутрироссийские гастроли театров и музыкальных исполнителей — и вы поймете, что жизнь в музыкально-театральной среде вовсе не остановилась.
Что же касается приезда зарубежных музыкальных исполнителей, то это настоящая трагедия для всех промоутеров. Нельзя проводить концерты в условиях не то, что 25%-й заполняемости залов, но даже и при 50%-й. Для подавляющего большинства подобных проектов, будь то приезд к нам Стинга или Эрика Клэптона, чтобы оправдать гонорары и все прочие затраты, входящие в бытовой и технический райдеры артистов, нужно продавать не менее 80% кресел в зале, и причем не по самой доступной цене. При тех ограничениях, которые существуют сегодня в Москве, Питере и других городах России, этот бизнес не просто убыточный, его нет, ведь проводить такие концерты просто невозможно. Я знаю, что концертные организации вместе с билетными компаниями недавно организовали ассоциацию для того, чтобы защищать интересы своей отрасли не порознь, а совместно, они рассчитывают на помощь со стороны государства, но, насколько я знаю, пока серьезной поддержки добиться не могут. Искренне желаю, чтобы решение было найдено, поскольку люди, связанные с организацией концертов, создающие радость для огромного числа зрителей — это большие умельцы, фанатики своего дела. Я считаю, что государство должно обратить свое внимание на эту отрасль, потому что помимо коммерческой составляющей, промоутеры выполняют и социально значимую функцию. Проводя концерты, доставляя этим удовольствие людям, они отвлекают их от иногда и не самых приятных размышлений по поводу существующих проблем в самых разных сферах их жизни. Ну, разве это не важно для государства?
— Есть постоянное сезонное обслуживание, а есть разовые массовые мероприятия. Что из этого перевешивает по затраченным усилиям?
— Очевидно, что массовые мероприятия требуют больше усилий. Постоянные контракты предполагают некую равномерность в совершении небольших событий в течение, скажем, хоккейного сезона. Даже при высокой частоте их совершения в период с сентября по апрель (а в хоккее играют матчи через день), можно распределить свои трудовые ресурсы на весь сезон. Но для массовых событий требуется совершенно иной навык: вам нужно выделить ресурсы где-то за пару месяцев до начала какого-нибудь чемпионата мира или Европы, постепенно их наращивать по мере приближения к дате события и, наконец, собрать все силы в конкретные дни его проведения. В эти дни люди работают в буквальном смысле слова 24 часа в сутки, и далеко не каждый способен с этим справиться. Как только событие прошло, объем трудовых ресурсов начинает уменьшаться — остаются только те, кто готовит отчетные документы. В общем, постоянное обслуживание и разовые мероприятия требуют совершенно разной организации труда.
— Вспомните самые масштабные спортивные события в деятельности «Академсервиса».
— Таких мероприятий достаточно много. Ну, например, Кубок мира по футболу в России, чемпионат мира по легкой атлетике в Москве, Зимняя Универсиада в Красноярске.
— А в культурной сфере?
— Фестиваль песни «Евровидение» в Москве, театральный Чеховский фестиваль, ежегодный театральный фестиваль «Золотая Маска», причем не только в Москве, но и во многих городах России, а также традиционно в Прибалтике и Израиле.
— А кем из музыкальных исполнителей вы могли бы похвастаться?
— Не сочтите за бахвальство, но проще назвать тех, кто не пользовался услугами «Академсервиса». Дело в том, что мы работаем почти со всеми музыкальными промоутерами Москвы и Санкт-Петербурга и потому максимально вовлечены в обслуживание их клиентов. Давайте я назову только некоторых: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Андреа Бочелли, Анна Нетребко, Мадонна, Пол Маккартни, Уитни Хьюстон, Бейонсе, Стинг, Rolling Stones, Aerosmith, Muse. Есть, увы, и те, кто уже никогда больше не приедет в нашу страну: Дмитрий Хворостовский, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Джеймс Браун, Джо Коккер, Леонард Коэн. Весь этот «иконостас» имен очень длинен, и мы им по-настоящему гордимся.
— Какую часть от общего объема бизнеса «Академсервиса» занимает обслуживание театральных, музыкальных, спортивных проектов?
— В живой, нековидной, то есть, полномасштабной деятельности «Академсервиса», так называемые специальные проекты (спорт, театр, музыка) составляют четверть от объема. Но в этом году, когда упало количество обслуживаемых бизнес-перемещений внутри страны, и когда не стало въездного туризма вообще, эта доля стала составлять около 40% от общего объема бизнеса. Но я все-таки очень надеюсь, что ситуация в России и других странах мира вскоре стабилизируется, и статистика вернется на свой привычный уровень.
— В 2020 году «Академсервис» отпраздновал свой юбилей: компании исполнилось уже 30 лет. Какие у вас планы по развитию?
— Планы, конечно, есть. Но мы продолжаем жить в ковидное время и на ковидной территории, и поэтому на сегодняшний день нашим главным планом является намерение устоять и выйти с честью из этого тяжелейшего периода в нашей жизни. И я очень надеюсь и верю, что нам всем хватит на это сил.