А если похвалить?
Все чаще и чаще слышу от учителей, что дети стали очень сложными, что они не хотят учиться, не хотят хорошо себя вести, перестали уважать учителей, и чего-чего, а похвалы они точно не заслуживают. Но все-таки… А если похвалить?
Похвала за успехи, за старание, за победы, в том числе и над собой, — это огромная часть воспитания самооценки и уверенности каждого человека и уж тем более ребенка.
Учебный кабинет, в стенах которого слова похвалы звучат редко или не звучат вовсе, — это холодное пространство, которое не способно мотивировать на изучение предмета. С другой стороны, переизбыток похвалы точно так же может убить мотивацию детей: зачем напрягаться, если все равно похвалят?
Я когда-то была тем учителем, который злоупотреблял положительным подкреплением. Я была щедра на похвалу, я искала и находила повод каждому ребенку сказать, что он – молодец, что у него хорошо получается то, что он делает. Мне казалось, что я поступаю правильно, потому что на занятиях царила легкая, теплая атмосфера, в которой купались и дети, и я. Далеко не сразу, но я заметила, что дети стали лениться, что они привыкли ждать слов одобрения за любое, даже минимальное собственное усилие. Мне стало понятно, что я перестаралась, и теперь предстоит непростой и небыстрый процесс возвращения детей в реальность.
Так как найти золотую середину и сделать похвалу помощником учителя?
Конкретность
В большинстве случаев стандартные абстрактные слова одобрения, типа «Ты – молодец!» или «Ты все делаешь правильно!» не приносят столько пользы, сколько могли бы. Хвалить имеет смысл за что-то конкретное, за пусть небольшой, но вполне успешный шаг вперед, например: «Мне понравилась вот эта мысль в твоем сочинении» или «У тебя получился правильный кувырок, ровно такой, каким он должен быть». Такая похвала дает понять ребенку, что именно он сделал хорошо, что он двигается в нужном направлении.
Другим же ученикам эта информация тоже будет полезной, они увидят, что именно вы считаете качественно выполненным заданием, как выглядит образец.
Похвала – это катализатор
Цель и смысл похвалы не только в том, чтобы создать позитивный настрой на уроке и подвести итог под какой-то частью работы класса, но и в том, чтобы она послужила катализатором реакции, происходящей в ученическом коллективе и в каждом ребенке, следствием которой должно стать «усиление усилий».
Учитель должен хвалить учеников, которые продемонстрировали упорность и устойчивость в стремлении преодолеть трудности, независимо от их интеллектуальной исходной точки. Похвалив детей за реальные усилия, которые они приложили, выполняя задание, учитель мотивирует их на еще большее старание.
Правдивость
Естественно, что бывают ситуации, когда какого-то ученика совершенно не за что хвалить: он не приложил усилия, не достиг чего-то, халтурно отнесся к выданному ему заданию. Иногда кажется, что похвала способна и такого ученика выдернуть из болота равнодушия, расшевелить, показать ему, что учитель к нему лояльно относится. Но это чаще всего совсем не так. Хвалить тогда, когда хвалить не за что, — это большая ошибка. Такое поведение учителя не только не способно смотивировать объект похвалы, но и может демотивировать весь класс. Дети обычно очень ревниво следят за своими одноклассниками, их успехами и неудачами, и безосновательная похвала тому, кто ее не заслужил, обесценивает похвалу тому, кто старался и получил одобрение учителя заслуженно.
Дети разные
Даже похвалой можно навредить. И не только ее переизбытком или безосновательностью, но и просто непродуманностью, кого как хвалить. Есть дети, для которых невыносимо всеобщее внимание, которым крайне некомфортно оказываться выделенным, пусть даже и учительской похвалой. Скорее всего, они, чтобы не снова не оказаться в таком неприятном для себя положении, будут прилагать усилия к тому, чтобы не заслужить похвалу учителя снова.
Это не значит, что таких детей хвалить нельзя. Важно – увидеть такого ребенка и выражать свое одобрение сделанному им наедине, например, на перемене или после уроков. Даже в этом вопросе, вопросе похвалы, знания психологии учителю необходимы.
Спонтанность
Учеников может оттолкнуть от учителя продуманная и явно заранее заготовленная похвала, которую ученики расценят, как инструмент воспитания, а не искреннее одобрение от учителя. А вот естественная, спонтанная похвала, вызванная исключительно успехом ученика, станет и заслуженной наградой, и хорошей мотивацией на старание в дальнейшем.
Хвалить коллег
Еще мне кажется очень важным хвалить не только учеников, но и коллег. Победа в конкурсе, публикация в журнале, успешное выступление ученика на олимпиаде, блестяще подготовленный школьный концерт, — все это может стать поводом выразить свое одобрение. Привычка хвалить, благодарить, поздравлять коллег, бытующая в коллективе, — гармонизирует атмосферу и среди педагогов, и в школе в целом.
Надеюсь, что собранная мной коллекция похвал в адрес учеников кому-то из читателей пригодится.
1. Молодец!
2. Отлично!
3. Хорошо!
4. Гораздо лучше, чем я ожидал!
5. Ты меня приятно удивил!
6. Великолепно!
7. Прекрасно!
8. Ты меня очень обрадовал!
9. Именно этого я давно ждал от тебя!
10. Сказано здорово – просто и ясно!
11. Ты, как всегда, точен!
12. Очень хороший ответ!
13. Талантливо!
14. Ты сегодня прыгнул выше головы!
15. Я поражен!
16. Уже существенно лучше!
17. Потрясающе!
18. Замечательно!
19. Прекрасное начало!
20. Так держать!
21. Ты на верном пути!
22. Здорово!
23. Это как раз то, что нужно!
24. Я тобой горжусь!
25. С каждым разом у тебя получается всё лучше!
26. Мы с тобой не зря поработали!
27. Я вижу, как ты стараешься!
28. Ты растешь над собой!
29. Ты многое сделал, я это вижу!
30. Теперь у тебя точно все получится!