Интерактивный видеоурок: инструкция по применению
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Методист образовательных программ Анна Азаматова рассказывает, как создавать интерактивные видеоуроки и эффективно использовать их на занятиях.
Какие бывают видеоуроки
Видеоуроки, то есть видео образовательного содержания, могут заменять очный формат или быть его частью.
Полноценный видеоурок:
- длится от 5 до 15 минут;
- дает теорию по предмету;
- сопровождается практическим заданием на первичное понимание материала (что ученик услышал, узнал, понял из этого урока).
Это удобный вариант для дистанционного обучения. Нюанс: чтобы создать такой видеоурок самостоятельно, придется тщательно спланировать его сценарий. Это поможет качественнее погрузить ученика в атмосферу занятия. Кроме того, важно обратить внимание на техническую сторону: звук, свет, картинка, дополнительные материалы. Полноценный видеоурок — это комплексная работа, напоминающая труд архитектора.
Если нет времени самостоятельно продумывать такое занятие, в сети есть несколько сервисов, где можно найти видеоуроки по разным предметам и темам:
- YouTube
- Videouroki.net
- Interneturok
- Ted-Ed
- KhanAcademy
- National Geographic.
Видеоурок как часть занятия:
- длится до 7 минут;
- дополняет какую-то основную тему (например, лекцию);
- может содержать фрагменты из фильмов, мультфильмов, художественных произведений.
Частично видеоурок можно использовать как в очном, так и в онлайн формате. Оптимально делать это в начале занятия. Не на стадии рефлексии и подведения итогов урока. Иначе это отвлечет учеников от такого важного этапа, как обратная связь. В целом, не рекомендуется использовать интерактивный видеоурок на протяжении всего занятия. Полезнее постоянно чередовать активности.
Как добавить интерактив
Интерактивный видеоурок отличается от обычного тем, что когда ученик смотрит видео, он еще отвечает на вопросы и выполняет задания. При этом дальнейшее воспроизведение видео зависит от действий пользователя. То есть, пока ученик не выполнит какое-то действие: не выберет вариант ответа, не прослушает какую-то запись или не прочитает заметку от учителя — он не сможет продолжить просмотр.
В чем плюсы интерактивных видеоуроков:
- это отличный инструмент вовлечения.
Если предложить классу посмотреть обычный видеоурок, найдутся ребята, которые вместо этого будут сидеть в телефонах. В интерактивном видеоуроке участвовать придется всем, иначе он просто не запустится.
- дают больший охват учеников.
Очень сложно опросить весь класс одновременно, а во время интерактивного видеоурока все дети смогут ответить на заданный вопрос.
- его легко создать.
Быстро создавать интерактивные видеоуроки можно с помощью популярных сервисов.
Где создать интерактивный видеоурок
TedEducation
Это сервис популярной платформы TED — международной образовательной инициативы для педагогов, школьников и студентов.
В нем есть:
- база готовых видеоуроков, из которых можно создавать интерактивные;
- возможность добавлять задания и тесты в любую часть видео;
- добавлять к видео дополнительную информацию — например, отрывок из учебника, фотографию, картинку, ссылку на статью.
- обсуждать видео в интерактивном режиме.
Несмотря на то, что сервис на английском языке, текст можно перевести на русский прямо в браузере.
EdPuzzle
В целом, возможности этого сервиса те же, что и у Ted-Ed. Но у EdPuzzle есть ряд преимуществ:
- позволять учителю создавать группировать учеников, создавая виртуальные классы по разным возрастам и предметам;
- можно создать сообщество учителей из одной школы и делиться видеоуроками;
- более интуитивно понятный интерфейс;
- есть возможность разрешить ученикам выполнять задание к видео как в жестко установленном, так и в свободном порядке.
Чтобы создать интеративный видеоурок на этой платформе, можно загрузить видеоконтент из библиотеки сервиса на YouTube, видео с компьютера, и записать собственное видео прямо в сервисе. Последнее — это тоже особая «фишка» EdPuzzle.
Материалы по теме:
- Как геймифицировать школу без ущерба образованию;
- Геймификация «здорового человека»: как внедрить игры в образовательный процесс и не пожалеть.