Сауна, раздвижные стены и группы-трансформеры: как устроен уникальный детский сад в Югре


Иллюстрация: Юлия Замжицкая

В рамках практической онлайн конференции «Крутые практики» «Университета детства» Светлана Фокина, заместитель заведующего по воспитательной работе детского сада «Звездочка» (г. Белоярский, Югра), рассказала об особенностях этого инновационного дошкольного учреждения.

Детский сад — наш «умный дом»

Детский сад «Звездочка» в  Белоярском — уникальное строение, нетипичное по архитектуре, внешнему дизайну и цветовому решению. Это скорее «умный дом», в котором за все жизнеобеспечение отвечают датчики.


Здание детского сада выглядит необычно и снаружи, и изнутри. Источник: Белоярский информационный центр «Квадрат»

Несмотря на то, что среднегодовая температура в Белоярском не превышает минус двух градусов, а зима длится с сентября по май, в детском саду нет радиаторов отопления: в здании установлены  «теплые» полы, а умная вентиляция обеспечивает забор и подогрев свежего воздуха без традиционного проветривания. При этом в каждой группе можно установить и поддерживать свою комфортную температуру.

Непрозрачные стены и искусственные границы — это то, от чего архитекторы «Звездочки» постарались избавиться. Главная особенность постройки — огромные окна высотой 40 см от пола, через которые дети с удовольствием наблюдают за тем, что происходит на улице. 

Внутреннее пространство тоже особенное: все двери в детском саду стеклянные, а через прозрачную стену пищеблока дети могут наблюдать за работой поваров. 

В спортивном зале — современное оборудование и скалодром, есть бассейн и инфракрасная сауна.


Спортивный зал в «Звездочке». Источник: sun9-29.userapi.com

А на втором этаже зданий устроена игровая зона с интерактивным полом, который программируется на разные активности: дети могут «половить» виртуальных рыбок или шарики, наступая на них ногами, а после — изучать на нем цвета.


Интерактивный пол на втором этаже — место для развития и развлечений

Обучение через игру

На двух этажах сада расположено 12 групп (групповых ячеек) для 220 воспитанников разных возрастов — от 2 месяцев и до школы. И для всех ребят доступно общее игровое пространство, в котором расположены центры активности: 

  • огромная красная горка;
  • шесть подвесных качелей;
  • центр изучения ПДД с электромобилями, машинками-каталками и дорожными знаками;
  • интерактивный пол; 
  • зона чтения; 
  • напольные, настольные и настенные шахматы;
  • STEM-стена;
  • мультзона с мягкими пуфами, где можно отдохнуть или посмотреть мультфильмы.


При таком разнообразии игрового материала каждый ребенок может найти занятие по душе

Это игровое пространство многофункционально: с нем проводят утренники и мероприятия для родителей, а в морозы и плохую погоду оно превращается в территорию прогулок. При необходимости площадь холла можно легко увеличить: просто сложить раздвижную стену, которая отделяет его от спортивного зала.

В теплую погоду активности проходят во дворе детского сада, где есть сцена и амфитеатр.


Амфитеатр во дворе детского сада «Звездочка»

Трансформировать пространство легко и в групповых ячейках, за счет того, что практически вся мебель — на колесиках. Во всех группах, кроме самой младшей, нет отдельной спальни: во время тихого часа воспитанники спят на выдвижных трехъярусных кроватях в том же помещении, где проходит их основной досуг. 


Место для игр, обучения и сна — это одно и тоже пространство, которое легко трансформируется. Источник: ugra-news.

Традиции большой семьи

По замыслу архитекторов, общее игровое пространство побуждает создавать разновозрастные сообщества. За год работы детского сада педагоги успели заметить позитивный эффект от такого «смешивания».

«В наши дни традиционное для большой семьи воспитание, где старший заботится о младшем, а младший учится у старшего чему-то новому, практически утеряно. Как правило,  детских садах ребята общаются со своими сверстниками. А в нашем саду у детей разного возраста есть возможность играть вместе, общаться, делиться жизненным опытом», — говорит Светлана Фокина.

Дети общаются и передают опыт младшим и во время игр на улице: для 12 групп архитекторы намеренно спроектировали только четыре большие песочницы — все для того, чтобы воспитанники разных возрастов могли взаимодействовать во время прогулок. 


Игры в песочнице

Как отмечает Светлана Фокина, если на первых порах младшие и старшие дети держались отдельно, то очень скоро более взрослые ребята обзавелись подшефными из малышей:

«Мы заметили, что дети старших групп стали вести себя на прогулке более сдержанно, контролировать себя, чтобы показывать пример младшим или случайно кого-то не задеть. А потом мы увидели, что у более взрослых воспитанников появились младшие друзья. Такое общение оказывается полезным не только для маленьких, но и для старших».

Воспитание с «Вдохновением»

На этом особенности детского сада не заканчиваются. В «Звездочке» малыши учатся по инновационной образовательной программе «Вдохновение». Это авторская разработка под редакцией под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой, которая полностью соответствует ФГОС ДО.

Она предполагает вариативное обучение и подходит для групп и одного, и разного возраста. А ее ключевая особенность в том, что детям не навязывают образовательную деятельность: инициатива находится у малышей.

Педагог во «Вдохновении» — не руководитель, а друг и помощник. На утреннем «круге» дети решают, какая тема их волнует. При этом воспитатель применяет модель трех вопросов: «Что мы знаем по этой теме? Что хотим узнать? Как мы это будет делать?»

Задача педагога — записать все высказывания детей и заполнить среду так, чтобы у всех воспитанников была возможность воплотить задуманное. А ребенок самостоятельно решает, в какой центр активности пойдет и чем будет заниматься. 

Для этого в каждой группе есть «доска выбора» — технология голландской системы личностно-ориентированного образования. Она помогает развивать активность, самостоятельность, инициативность и уверенность в своих силах.

На «доске выбора» педагог отмечает работающие центры активности, а ребенок — тот, в котором хочет сегодня заниматься. В течение дня дети занимаются в одном из них, а вечером собираются вместе и делятся своими успехами.

«Задача воспитателя — не навязывать свое мнение, а организовать игровое пространство по интересам детей. Педагог наполняет центры активности развивающим материалом, с которым ребенок может работать самостоятельно. Воспитатель определяет, сколько детей одновременно будет находиться в одном центре, и направляет их деятельность», — говорит Светлана Фокина.

Например, по плану воспитанникам нужно познакомиться с цифрой «5» и научиться считать до пяти. Ребенок может выбрать центр математики, а может — центр рисования. При этом рисовать он будет цифру «5», а осваивать счет — закрашивая каждого пятого мишку на картинке. По словам Светланы Фокиной, педагогам «Звездочки» удается и учитывать пожелания детей, и полностью реализовать учебный план:

«Главная наша цель — это стимулировать познавательную активность малыша, поставить его в ситуацию выбора. Ведь ребенок, который умеет выбирать себе дело по интересу и привлечь к нему других, чувствует себя по-настоящему значимым». 

Хотя детский сад «Звездочка» — муниципальный и финансируется из бюджета, но по своему оснащению он даст фору многим частным садам России и зарубежных стран. А реализуемая в нем образовательная программа оказалась настолько востребованной, что уже образовалась очередь из тех, кто желает обучать своего ребенка именно в «Звездочке».

Материалы по теме:

  • Столярное дело в детском саду: очевидное и невероятное
  • Место, где с детьми разговаривают: как петербурженка создала детский сад, вдохновленный Реджио

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть