«Настоящий дефицит» электроники прогнозируется осенью, ретейл начинает сотрудничество с мелкими поставщиками
У крупных дистрибуторов электроники наметились существенные сокращения поставок. Как сообщает «Коммерсантъ», по некоторым позициям объёмы поставок во втором квартале упали на 75 % году к году. При этом ряд экспертов отрасли ожидает, что нехватка товаров начнёт особенно остро ощущаться осенью, а ретейлеры, наоборот, свидетельствуют о поддержании товарных запасов и расширении ассортимента, в том числе, за счёт работы с мелкими поставщиками.
По данным директора дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» Merlion Татьяны Скоковой, поставки смартфонов ещё в прошлом квартале сократились в три-четыре раза год к году, а ноутбуков и ПК — до 75 %. По её мнению, дефицит начинает ощущаться уже сейчас, но второй квартал удалось отработать относительно неплохо из-за роста поставок в первом. Тем не менее, магазинные полки «уже начинают пустеть», имеется запас на «один-два месяца». В первую очередь речь идёт о смартфонах Samsung и Apple. По данным исполнительного директора компании diHouse, «настоящий дефицит» начнётся в сентябре-октябре, а в «Марвел-Дистрибуции» тоже свидетельствуют о проблемах с запасами товаров, в первую очередь — Samsung и Apple.
Панических настроений избегают в сетях ретейлеров, утверждая, что запасы техники не только сохраняются, но и возобновляются. В «М.Видео-Эльдорадо» подчеркнули, что располагают всеми флагманскими смартфонами известных брендов и другой электроникой, не видят серьёзной угрозы и в «Мегафоне» и МТС, а представитель re:Store, торгующей решениями Apple, хотя и признал наличие дефицита, но «делает всё возможное» для поддержания ассортимента и наличия товаров.
При этом эксперты подчёркивают, что данные дистрибуторов и ретейлеров могут заметно отличаться. Если первым тяжело принять решение о параллельном импорте — они всё ещё боятся испортить отношения с зарубежными вендорами, то мелким компаниям легче организовать поставки и ввозить электронику небольшими партиями.
По имеющимся данным, круг игроков заметно расширился — поставки начали организовать как сами ретейлеры, так и мелкий бизнес, включая индивидуальных предпринимателей, работающих по заказу торговых сетей. Впрочем, дистрибуторы утверждают, что никто кроме них не сможет обеспечить необходимые для удовлетворения спроса объёмы товара.