Помощь на старте
С 2012 года Фонд Тимченко поддерживает тысячи детей и подростков, мечтающих забивать шайбы и делать ход королевой: обучает тренеров, проводит спортивные турниры и развивающие мероприятия, дает средства на ремонт и оснащение хоккейных коробок, закупает шахматный инвентарь.
Опыт работы фонда с местными сообществами показывает, как одна спортивная секция может изменить малый город или село и без чего эту секцию невозможно открыть и развивать.
Почему вы читаете этот текст
Текст — часть спецпроекта «Люди места», посвященного 10-летию Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Раз в месяц Агентство социальной информации рассказывает об одной из программ фонда, с помощью экспертов и авторов проектов подводя итоги работы и анализируя эволюцию программы.
Мы рассказываем самые интересные истории людей, которые придумали способ изменить деревню, село или район вокруг себя через культуру, проекты для старшего поколения, поддержку родительства или массовый спорт, и описываем технологии, которые можно тиражировать как на уровне организаций и ресурсных центров, так и в масштабе целых регионов.
От одной шахматной доски до ресурсного центра
Ещё совсем недавно в селе Дебёсы в Удмуртии было сложно отыскать даже две-три лишние шахматные доски, а сейчас здесь готовят педагогов по шахматам и проводят всероссийские соревнования.
Несколько лет назад диспетчер «УдмуртЭнерго» Сергей Васильев обратился в региональную федерацию шахмат с тем, что хочет тренировать детей и проводить турниры, но досок нет. Федерация откликнулась — поддержали шахматный клуб «Ход конем» в Дебесской школе.
«Сергей стал ходить по школам села и проводить уроки, — рассказывает менеджер программы «Спорт» Фонда Тимченко Лилия Тимурова. — К чему это привело? Сначала Дебёсы участвовали в нашем проекте «Шахматы в школах» и получили финансовую поддержку, а потом фонд помог открыть в селе ресурсный центр на базе местного политехникума. Его студенты после выпуска смогут работать еще и тренерами по шахматам и преподавать игру в школах в начальных классах.
Теперь не только села Удмуртии приезжают в Дебёсы на турнир, но и юные шахматисты со всей России. Представьте размах… А начиналось всё с одной шахматной доски, которую Сергей попросил у федерации».
Фонд Тимченко поддерживает старейший в мире турнир по шахматам между школьными командами «Белая ладья», который проводится с 1969 года. Но детям из сел непросто конкурировать с теми, кто получает шахматное образование в крупных городах. Поэтому с 2018 года фонд финансирует единственный в своем роде специализированный турнир для сельских шахматистов в возрасте до 16 лет. Лучших игроков Федерация шахмат России приглашает на учебно-тренировочные сборы. В 2020 году соревнования прошли в селе Светлое Поле Самарской области.
В проекте «Шахматы в школах» сейчас участвуют 18 регионов.
В 2012 году в Третьяковской галерее прошел шахматный матч за титул чемпиона мира между претендентом Борисом Гельфандом и чемпионом мира Вишванатаном Анандом. Учредитель фонда Геннадий Тимченко поддержал это событие. Так начался проект «Шахматы в музеях», и теперь Суперфинал чемпионата России по шахматам каждый год проводится в самых известных музеях российских городов.
Почему лед должен быть добрым
Каждый год Фонд Тимченко проводит конкурс проектов «Добрый лед» и поддерживает тех, кто занимается с детьми хоккеем на общественных началах. Но тренеры и организаторы должны прежде сами сделать первые шаги.
«Нам важно увидеть, как претенденты на нашу поддержку смогут своими силами, на ровном месте, сделать праздник, — объясняет Лилия Тимурова. — Когда мы видим, что один залил лед, другой организовал фестиваль на две сотни человек, третий вокруг себя собрал команду — это значит, что произошла социальная кооперация вокруг хоккейной коробки. Хоккейная коробка стала местом притяжения жителей малого города или села.
Легко получить деньги и ждать, когда начнется какое-то движение. Нам же хочется видеть «человека с горящими глазами», тренера-общественника, который способен объединять людей вокруг себя, который скажет: «Вообще-то я тракторист, но после работы занимаюсь с детьми во дворе физкультурой и спортом».
В 2020 году 148 человек из разных регионов окончили курсы повышения квалификации, чтобы заниматься с детьми хоккеем и следж-хоккеем у себя в селе или в малом городе.
Раньше фонд организовывал детские хоккейные турниры, но потом принял управленческое решение постепенно отходить от такого формата: в маленьких поселениях в группах занимаются разновозрастные дети, и тренерам трудно было собрать полноценную команду одного возраста для участия в турнирах. Кроме того, дети очень болезненно реагировали на проигрыш и, скорее, больше расстраивались, чем получали мотивацию на дальнейшие победы.
Формат спортивного развивающего комплекса похож на сборы для смешанных по возрасту команд, но помимо тренировок и игр, в программе есть занятия с психологами, культурно-образовательный компонент, профориентация. Специалисты работают с каждым ребенком и подсказывают тренеру, как общаться с теми, кто тяжело идет на контакт во время занятий, как помочь им поверить в себя и добиваться результатов в спорте и в жизни.
Такую же комплексную работу фонд ведет с командами, которые занимаются адаптивным хоккеем в России — следж-хоккеем или хоккеем на санях. Победители конкурса «Хоккей без барьеров» участвуют в конференциях и ездят в инклюзивные лагеря, где с детьми и тренерами работают методисты, психологи, медики и другие специалисты.
В 2015 году в России не было ни одной детской команды следж-хоккеистов, а сейчас их уже 25 — детских.
25 детских следж-хоккейных команд играют в России
«В первое время соревнования по следж-хоккею были достаточно “грустными”, — рассказывает Лилия Тимурова. — А сейчас мы видим как меняется отношение к этому виду спорта, каких успехов достигают следж-хоккеисты и как счастливы их родители. Важно предоставить возможность для гармоничного развития, при этом детям и родителям не зацикливаться только на спорте, а использовать этот инструмент для социализации, для того чтобы сделать жизнь более насыщенной, помочь детям выбрать “свой” интересный путь.
Следж-хоккеист после окончания спортивной “карьеры” может стать спортивным журналистом, фотографом, учителем физкультуры или даже медиком. Главное — чтобы он поверил в себя».
Конкурс проектов по развитию детского хоккея «Добрый лед» Фонда Тимченко в 2020 году поддержал 25 проектов на общую сумму более 22 млн рублей — на эти деньги команды смогли купить экипировку и форму для детей, отремонтировать хоккейную коробку и построить уличные раздевалки. Следж-хоккеисты получили 12 грантов. А в спортивных соревнованиях при поддержке фонда в 2020 году приняли участие более 11 тысяч детей.
Сделать «что-то» из «ничего»
Как тренер по шахматам или хоккею в селе может узнать о конкурсе и подать заявку, если в течение дня он занят на основной работе, если он не знаком ни с кем из администрации и к тому же пока не имеет квалификации тренера?
Чаще всего работает сарафанное радио — например будущий тренер попадает на турнир, который фонд организует в соседнем населенном пункте, а потом сам пробует провести хоккейный фестиваль в своем селе, используя, например, технологию проведения уличных фестивалей «Люблю маму, папу и хоккей».
Кто-то находит информацию о конкурсе в интернете, переходя по хэштегам #шахматывшколах и #добрыйлёд в соцсетях. Кого-то к участию в проектах Фонда Тимченко приводят многочисленные отказы в поддержке от региональных властей.
Так произошло с Михаилом Колеговым. Несколько лет назад он переехал в село Елово в Пермском крае и устроился работать участковым. Рядом с полицейским участком он заметил хоккейную коробку, в которой иногда играли мужчины — детей без тренера внутрь не пускали, а прежний тренер просто забросил занятия.
Михаил попробовал взять на себя эту задачу, заодно добиться ремонта коробки и получить экипировку для детей. Детское хоккейное объединение формально не относится к региональному министерству спорта, экипировка не считается учебным пособием, и обратиться в министерство образования он не смог.
Тогда Колегов познакомился с директором Детского хоккейного центра в Перми, который и рассказал ему о конкурсе «Добрый лед». Участковый написал заявку и выиграл — сейчас в его команде 42 человека, а начинал он один.
«Мы всегда на связи, подробно объясняем каждому участнику конкурса, как заполнить заявку, и заботимся о том, чтобы все инструкции для них были написаны понятным языком. Нам важно, чтобы участники честно рассказывали, в каком направлении им хотелось бы двигаться, а не пытались предугадать то, что мы хотим от них услышать».
Во время беседы с будущими участниками конкурса фонд всегда уточняет, что уже удалось сделать в городе или селе. Иногда отвечают: «Пока ничего, но может быть, когда победим, позовем тренера в команду».
«Мы не идем в «может быть», — объясняет Лилия Тимурова. – Мы поддерживаем людей, которые уже сейчас умеют из «ничего» делать «что-то».
Фонд продолжает следить за судьбой проекта, которому помог, даже когда сотрудничество формально прекращается. Благодаря этому удается узнать, что иногда одна спортивная секция дает селу импульс для развития — тренер готовит себе замену и учит преподаванию студента колледжа, в сельскую школу приходят НКО и привлекают детей к новым спортивным и культурным проектам, активисты открывают секцию шахмат в детском саду, сотрудничают с вузами и педагогическими колледжами, и администрация выделяет бюджет и ставки.
«Люди в глубинке — это мощь, — уверена Лилия Тимурова, — У них столько идей в голове, и все, за что они берутся с большим желанием, получается. Поэтому наша первостепенная задача — найти инициативных людей и вовремя им помочь. А дальше они смогут всё сами».
Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.