«Это причина ДТП». Власти потребовали отменить ненаказуемые +20 км/ч
Отказаться от нештрафуемого превышения скорости на +20 км/ч во всех городах России потребовали московские власти. В департаменте транспорта считают, что +10 км/ч к текущей скорости будет достаточно, чтобы нивелировать возможные технические ошибки при фиксации нарушения в автоматическом режиме. Заявление о необходимости снизить допустимый порог превышения скорости, при котором с камер не приходят штрафы, опубликовала пресс-служба столичного департамента транспорта в своем Telegram-канале после ДТП в центре столицы 17 марта.
На улице Стромынка девушка за рулем легкового автомобиля MINI Cooper не справилась с управлением и в заносе въехала в автобус № 265, высаживавший людей на остановке. По данным департамента транспорта, автомобиль двигался со скоростью 73 км/ч, хотя на этом участке ограничение стандартное для города — 60 км/ч.
В итоге пострадали водитель MINI Cooper и два пешехода, вышедших из автобуса. Водителя автомобиля госпитализировали с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, перелом ребра, разрыв селезенки. Пешеходов забрали в больницу с сотрясением головного мозга, переломом бедра и переломом руки.
«Около 60% всех нарушений приходится на превышение скорости — основная причина, по которой происходят смертельные ДТП. Чем выше скорость, тем серьезнее последствия аварии. Поэтому во всех российских городах нештрафуемый порог превышения скорости должен быть снижен с 20 до 10 км/ч — это важный залог безопасности водителей, пассажиров и пешеходов», — заявили в департаменте транспорта.
Судьба нештрафуемых +20 км/ч
Полемика о необходимости замедления скорости в городах поднята департаментам транспорта Москвы за последнее время уже во второй раз. В этот раз это произошло уже после разъяснений МВД России в конце 2020 года об отсутствии планов отказаться от нештрафуемых +20 км/ч. В ноябре глава ведомства Владимир Колокольцев заявлял, что МВД — «категорические противники такого нововведения, как снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч». По его словам, в новой редакции КоАП позиция ведомства учтена, и величина штрафа не изменится.
В Москве с этой позицией явно не согласны. Так, вице-мэр Максим Ликсутов еще в интервью рассказывал, что норму нужно снижать до +10 км/час.
«60% смертей на дорогах происходит из-за существенного превышения скорости. Позиция здесь наша, может быть, непопулярная для автомобилистов, но это — снижение неадминистрируемого порога скорости именно в городах с 20 км/ч до 10 км/ч», — заявлял Лискутов.
Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Михаил Кизлык в интервью высказывал такое же мнение.
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
«При допустимой сейчас в России скорости 80 км/ч в городе, с учетом нештрафуемого порога, вероятность летального исхода для пешехода взлетает до 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить», — говорил Кизлык.
Погрешность у камер — не более 2 км/ч
В ассоциации производителей комплексов «Око» рассказывали , что технические характеристики современных комплексов обеспечивают точность погрешности не более чем в 2 км/ч. По этой причине в «Око» считают оптимальным вариантом снизить нештрафуемый порог до 3-5 км/ч: такие же нормы сейчас действуют в странах Европы. Чтобы водители успели перестроиться на новые нормы, делать это в «Око» предлагают пошагово — и на первом этапе снизить нештрафуемый порог как раз до 10 км/ч.
Что говорят в ГИБДД
Решение об отмене легальной возможности превышать скорость на 20 км/ч буксует уже несколько последних лет. Так, в ГИБДД не раз заявляли, что считают недопустимым принятую в России езду со скоростью +20 км/ч. Глава ведомства Михаил Черников сам не раз говорил, что «так быть не должно».
Идею о штрафах за превышение скорости на 10 км/ч активно поддерживал уже бывший на текущий момент вице-премьер Максим Акимов. Он обещал, что изменения будут вводиться постепенно, в режиме пилотных зон. Акимов пояснял, что ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным, не считается допустимым превышать лимит скорости на 20 км/ч.
Фото: Mos.ru
В сентябре 2019 г. замначальника ГИБДД России Владимир Кузин рассказывал, что в МВД уже поддержали идею снизить порог как минимум до 10 км/ч вместо нынешних 20 км/ч. Он обещал, что необходимые поправки разработают и внесут в следующую редакцию КоАП.
Однако в конце 2019 г. в аппарате экс-премьер-министра Дмитрия Медведева рассказали о том, что глава правительства усомнился в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Сам бывший премьер напомнил, что МВД также не поддерживает эту инициативу.
«Как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем», — рассуждал Медведев.
В МВД отреагировали буквально на следующий день. Руководитель ведомства Владимир Колокольцев заявил, что он против идеи снижения нештрафуемого порога превышения скорости до 10 км/ч. Он также напомнил, что МВД выступает за то, чтобы увеличить разрешенные скорости на автомагистралях.
В проекте нового КоАП изменений по скоростным ограничениям нет
В разрабатываемом проекте нового КоАП ответственности за превышение скорости на 10-20 км/ч не появилось. В итоге окончательной позицией властей остались сказанные в ноябре слова Колокольцева. «Практика показывает, что обустройство магистралей — основа обеспечения безопасности дорожного движения. Если на дороге есть разделительные барьеры, если дорога освещена, если покрытие ровное, то это в гораздо большей степени сказывается на безопасности, чем манипулирование этими 10 км/ч. Поэтому могу успокоить, даже величина штрафа не меняется», — пообещал Колокольцев.
Фото: из открытых источников
Обсуждения сохранения и отмены нештрафуемых +20 км/час происходит на фоне крупных социальных кампаний, призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишней математики». К примеру, акцию ГИБДД «Однозначно» поддерживают многие известные личности. Такие программы работают в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», включающего многочисленные федеральные проекты, нацеленные на резкое снижение смертности на дорогах.