Что такое лайфворкинги. Обзор новых проектов от «РБК-Недвижимости»
Новые поколения, активные сейчас на рынке труда, миллениалы и поколение Z, очень большое внимание уделяют поиску удовлетворяющей их работы. Компания Qualtrics, которая разрабатывает ПО и занимается исследованиями в области потребительского опыта, утверждает, что эти поколения чаще всех предыдущих называют работу важной частью своей жизни (до 82% опрошенных). При этом проведенное в прошлом году исследование Dynamic Signal говорит, что 39% представителей поколения Z больше всего беспокоит вопрос баланса между работой и личной жизнью.
Весь мир на удаленке
Тренд на удаленную работу, которая позволяет совмещать встречи с близкими и друзьями, путешествия и хобби, был замечен давно. Еще в 2015 году возле Чикаго, в тихом зеленом предместье на берегу озера, появился комплекс под названием LifeWorking, который, по словам создателей, урбанизирует пригород. На работе фрилансеры получали все удобства офиса с домашним комфортом. Например, можно было заказать курьера для отправки посылки, провести конференцию, позаниматься спортом, принять душ и т. д. То были первые сигналы для появления новых форматов коммерческой недвижимости (которые впоследствии назовут лайфворкингами — коворкингами, совмещенными с жилым комплексом), хотя не все крупные компании на тот момент были готовы к таким экспериментам.
Мировая пандемия ускорила переход от идеи к реализации. В России Mail.ru, «Авито», Тинькофф Банк, Qiwi и другие крупные корпорации объявили о сохранении режима удаленной работы до сентября вне зависимости от развития ситуации с пандемией, а некоторые зарубежные компании, такие как Twitter, Google и Facebook, и вовсе решили оставить сотрудников дома до начала следующего года. И хотя к концу июня часть российских работников вернулась в офисы, в целом гибкость работодателей определенно повысилась.
Мы не вернемся назад
Запрос на комбинированные подходы, когда для каких-то задач сотрудник приезжает в офис, а часть вопросов решает дома, есть и со стороны работников. Исследовательская группа компании RRG этой весной провела онлайн-опрос среди москвичей и узнала, как вынужденная работа из дома изменила их отношение к жилью.
Больше половины опрошенных работали удаленно, при этом возможности домашнего офиса сильно недотягивали до нужных условий как по части организации пространства, так и по техническому оснащению. В реальности многим приходится устраиваться с ноутбуком в спальне, гостиной или на кухне. Люди работают в основном из квартиры, реже — на даче.
Отвечая на вопрос об идеальном месте для работы, почти две трети участников выбрали личный кабинет в квартире. Четверть респондентов предпочли бы отправиться в коворкинг и примерно 15% хотели бы иметь отдельный кабинет в жилом комплексе на другом этаже.
Около 80% респондентов планируют продолжить удаленную работу и после пандемии. Если раньше вопрос эффективного совмещения частной жизни и работы был актуален в первую очередь для топ-менеджмента (что хорошо отражено в концепции развития многих районов в центре города, например «Москва-Сити», где офисы, спортзалы и рестораны соседствуют с видовыми апартаментами), то теперь об этом задумываются белые воротнички, малый и средний бизнес.
Ответом на запрос стали новые проекты девелоперов: Level Group объявила, что будет использовать формат лайфворкинга в ЖК «Level Причальный». Ранее подобный проект анонсировал девелопер «А101», который создаст сеть коворкингов Easy Busy на первых этажах своих жилых комплексов — там можно будет арендовать классические офисные рабочие места, а также косметологические или учебные кабинеты.
Похоже, мир действительно изменится. Как отмечают эксперты компании CBRE, в 2040 году типичный белый воротничок, который проживает в наиболее благополучных регионах, совсем уйдет от фиксированного рабочего дня в офисе. У него будет гибкий график: немного поработал, позанимался спортом, ответил в перерыве на письма, поехал по личным вопросам, вечером выполнил еще пару задач. И все это в радиусе примерно 20 км от дома. Общение с людьми при этом все чаще будет происходить удаленно, с помощью гаджетов.
Об авторах
Тимур Зайцев,
руководитель направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимости»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.