Зумеры изменят мир до неузнаваемости. Как это повлияет на недвижимость?

Будучи первым поколением, родившимся и выросшим в мире онлайна, поколение Z (зумеры, или зиллениалы) имеет свой особый взгляд на вещи. Нам он может быть не близок, но очень скоро всем придется адаптироваться к их вкусам, привычкам и образу жизни.

Сильно отличаться будет и их отношение к недвижимости. В чем именно — стоит задуматься уже сейчас, чтобы те объекты, которые мы строим сегодня, продолжали пользоваться спросом завтра.

К 2031 году представители поколения Z, то есть те, кто родился в период между 1996-м и 2016-м годами, станут основной рабочей силой в мире, отодвинув на второй план миллениалов. Девять из десяти представителей этого поколения будут жить в странах с развивающимися экономиками — на долю Индии, например, придется около 20% «зиллениалов». Но и в Европе, и в Азии люди «рождаются со смартфоном в руке». Они пользуются теми же гаджетами и теми же приложениями. Культурных различий становится все меньше, а диджитал-революция и глобализация делают их более похожими друг на друга. Bank of America провел в августе исследование среди 14 тыс. зумеров и получил в чем-то неожиданные результаты.

Главное, что удалось выяснить:

  • они в той или иной степени ограничивают себя в мясе. Многие не пьют алкоголь и не курят. Чтобы сохранить свою аудиторию, производителям напитков придется задуматься о внедрении линейки более здоровой продукции с меньшим содержанием сахара, а также, например, безглютенового пива;
  • своими финансами они хотят управлять с телефона, поэтому современные технологии играют для них определяющую роль;
  • около 40% опрошенных предпочитают онлайн-общение с друзьями. Среди миллениалов так ответили 35% и 30% — среди представителей поколения X;
  • для поколения Z крайне важен экоактивизм. Это может нанести удар, например, по сегменту «фаст фешен»;
  • более широкое распространение голосовых помощников приведет к снижению уровня грамотности. Поэтому голосовые помощники должны быть внедрены во всех сфера e-commerce;
  • авиаотрасль ждут тяжелые времена. Вслед за Гретой Тунберг зумеры считают, что нужно меньше летать на самолетах;
  • новое поколение не хочет владеть автомобилями. Их производителям придется больше сконцентрироваться на развитии различных шеринговых сервисов.

При чем тут недвижимость?

Мое мнение, что не сами люди изменились, а изменился мир вокруг. Ведь нейрохимия внутри нас осталась той же. Но так называемая цифровая модель поведения привела к тому, что каждую ерунду — от утреннего кофе с круассаном до билета на самолет — мы покупаем через приложение. Мы уже стали общаться с близкими и ходить по музеям «на удаленке». Но и это не все. Вся наша работа все больше и больше помещается в рамки небольшого экрана монитора. Человек становится все менее привязан к определенному месту работой, которую может выполнять почти отовсюду, где есть Wi-Fi и розетка. И даже если на Бали не улететь, можно на пару недель сгонять развеяться в Сочи или Крым — без отрыва от производства.

Пока тренд на снижение числа полетов мне кажется маловероятным. Ген путешествий у людей в крови, и вряд ли углеродные выбросы самолетов их остановят от того, чтобы получать новые впечатления. А это значит, что мобильность людей по миру в ближайшее десятилетие станет только увеличиваться. Им нужно будет дешевое жилье, но не квартиры и не обычный отель. Не желая быть в одиночестве, с одной стороны, и не думать о своем досуге, с другой, эти путешественники выберут, скорее, апартаменты с гостиничным сервисом 24/7 и ивентами по вечерам. У таких lifestyle-отелей уже давно есть свое определение — коливинги.

Шеринг, равно как и диджитализация, не чужд рынку недвижимости. Весь процесс взаимодействия с контрагентом при определении места для жизни в новой точке мира уходит в экран мобильного телефона — от выбора отеля до регистрации в нем, заказа услуг и сбора компании для настольной игры. Люди хотят все меньше взаимодействовать с обслуживающим персоналом, имея возможность досуга и получения новых знаний — о городе и людях — без лишних телодвижений. Поэтому и с точки зрения недвижимости пользоваться спросом будут те ее типы, которые помогают сэкономить время для себя, отвечая новой lifestyle-модели. Несколько десятилетий назад революция потребления вынесла в мейнстрим рестораны быстрого питания. То же сейчас происходит с философией шеринга жизни и работы, меняющей правила в офисе и дома. И чем большими темпами продолжится рост городов и внедрение цифровых решений, тем более актуальными станут эти вопросы.

На этих четырех китах — страхе одиночества, тяге к путешествиям и общению, коллаборации, цифровизации и шеринге — будут основываться тренды развития недвижимости в ближайшие как минимум 10–15 лет. А зумеры, когда станут основой экономически активного населения, только усилят их. У них свое понимание комфорта и удобства, с которым девелоперам придется считаться. В противном случае недвижимость — жилая и коммерческая — из доходного актива превратится в пассив, съедающий ваши сбережения.

Об авторах

Александр Шарапов,
президент Becar Asset Management
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть