Какими будут три новых московских центра. Интервью с Петром Кудрявцевым
Петр Кудрявцев, основатель бюро Citymakers и член Архитектурного совета Москвы
Редакция «РБК-Недвижимости» поговорила с основателем бюро Citymakers и членом Архитектурного совета Москвы Петром Кудрявцевым и попыталась разобраться, как формируются новые центры в городе, зачем они нужны, и сколько еще центров в Москве появятся в будущем.
Контекст
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, ранее заявил о появлении в городе трех равномощных центров — по экономике, притяжению людей и количеству рабочих мест.
«В течение лет 15, когда проекты будут реализованы, вместо нынешнего традиционного экономического центра Москвы появятся три равномощных центра — по экономике, притяжению людей и количеству рабочих мест. Это ныне существующий в границах Садового кольца, «Большой Сити» и район ЗИЛ — Южный порт. То есть реальностью станет тот самый полицентризм в жизни города, к которому мы стремимся», — сказал интервью «Российской газете» главный архитектор столицы.
— Что такое, в принципе, городской центр, и как он может быть сформирован в таком мегаполисе, как Москва?
— Сейчас в Москве происходит развитие крупных территорий, которые в перспективе можно назвать новыми центрами притяжения в городе. Потенциальными новыми «центрами» Москвы могут стать «Большой Сити», а также территория ЗИЛа и Южного порта. В отличие от других крупных проектов не в центре города, там есть все предпосылки для многофункциональности, наличия рабочих мест, хорошего жилья и «третьей функции» — культуры, образования, общественных пространств и спорта. Все это позволит сделать территорию востребованной для местных жителей, а также точкой притяжения для горожан из других районов. Поэтому, когда мы говорим про «новый городской центр», речь идет прежде всего про размер территории вкупе с плотностью. То есть, это территория, где хватает места для размещения большого количества сервисов и услуг и хорошая обеспеченность транспортом.
— Почему «Большой Сити» должен стать новым центром города? Разве существующий ММДЦ «Москва-Сити» и так не является центром деловой активности, зачем дальше развивать окрестные территории?
— Для начала нужно разобраться в проектах, которые относятся к Сити. Сегодня ММДЦ «Москва-Сити» — это концентрация офисных и деловых функций, а также крупный торговый молл. Это престижная локация с точки зрения офисов и апартаментов, но здесь нет общественных пространств, функции которых выполняет сейчас «Афимолл», что неправильно, так как лишает горожан возможности качественно проводить свой досуг без необходимости что-то покупать. И уж точно здесь не хватает «третьей функции» — а она и является основой города, без нее невозможна полноценная и комфортная жизнь в пространстве мегаполиса.
Перспективный вид застройки «Большого Сити»
(Фото: fsk.ru)
Проект «Большой Сити» — более масштабный по площади застройки, в рамках которого развиваются бывшие промзоны за ТТК вдоль Шмитовской набережной, общей площадью порядка 3 тыс. га. Новый проект продолжает существующий Сити и может развиваться на основе «работы над ошибками». Он позволит сформировать в этой локации новое «сердце» города — с всесезонными общественными пространствами, нестандартными типологиями ретейла и офисов, качественным жильем и большим людским трафиком. К тому же, у данной территории огромный потенциал для развития: транспортная доступность, наличие ТПУ, концентрация больших системных игроков — банков, крупных международных компаний, правительственные структуры в существующем «Сити». Все эти факторы позволят сформировать большую плотность людей на огромной территории.
— На примере «Сити» можно сделать вывод, что для развития «нового центра» необходимо иметь уже какую-то инфраструктуру, от которой можно отталкиваться. Так ли это?
— Не совсем так. Неслучайно, когда говорят о «новых центрах Москвы», упоминают территорию бывшего завода ЗИЛ, который по факту представлял собой полуостров исключительно с промышленной застройкой, которая в основном сносится. При этом, в прилегающих районах достаточно большая плотность населения, существует удобная транспортная инфраструктура, небольшая удаленность от исторического центра города позволяет быстро туда добраться, а также есть выход к воде. Площадь застройки «3ИЛ» и прилегающих территорий составит более 6 млн кв. м недвижимости, из которых примерно 5 млн кв. м — непосредственно на месте бывшего завода им. Лихачёва. Поэтому неудивительно, что на эту территорию есть амбициозные планы. Как логичное продолжение строительства жилья на севере территории, активно развивается «Зил-Юг» — южная часть полуострова. Это одна из самых больших площадок редевелопмента в Москве.
Вариант застройки «Зил-Юг»
(Фото: generation-zil.com)
В основе развития территории заложены следующие принципы: продуманная система общественных пространств и пешеходных маршрутов, разнообразие застройки и проницаемость территории. Приоритет здесь отдан пешеходам и микромобильности: все основные коммерческие, деловые и общественные пространства находятся в 15-минутной пешеходной доступности из любой точки района, поэтому жители смогут получать все услуги, жить, работать и проводить досуг, не покидая района.
Развитие новых территорий с нуля, как в случае с «Зил-Юг», дает большую свободу в формировании структуры района и связей внутри. Думаю, что серьезный вызов — это именно внешние связи — пешеходные, автомобильные, а также доступность общественным транспортом. Поэтому подобные проекты невозможны без тесного взаимодействия с городом.
— Новый район развивается на бывшей промышленной территории. Это сегодняшняя тенденция или скорее исключение из правил?
— В Москве, как и в многих мегаполисах мира, осталось большое промышленное наследие, которое уже не используется по своему прямому назначению. Нужно возвращать эти территории, расположенные в привлекательных локациях, зачастую на воде, и обладающие хорошей транспортной доступностью, горожанам.
При этом мы должны бережно относится к легенде и истории места, даже в случае его полного переформатирования. В идеале, сохраняя некоторые промышленные постройки — в случае, если это возможно. Наполнение бывших промзон различными функциями позволяет создавать места притяжения, которые впоследствии могут стать лицом города.
Вид на международный деловой центр «Москва-Сити»
(Фото: Петр Ковалев/ТАСС)
— Что важно учитывать при формировании нового центра города, и как много времени должно пройти, чтобы он начал жить?
— Надо учесть запросы города, и понять, какие задачи будет решать новый проект. Например, в «Большом Сити» можно решить проблему всесезонных общественных пространств. Для Москвы это очень актуальный вопрос, так как парки у нас работают всего 6 месяцев в году. Москвичам не хватает мест, где они смогут комфортно ощущать себя в любое время года, получать все функции классического парка или городской площади, просто находиться в пространстве без необходимости приобретать какие-то услуги. Такие крупные всесезонные пространства могли бы существовать не только в Сити, но и, например, в районе Южного порта.
Чтобы увидеть как новые районы, такие как «Зил-Юг», станут новыми городскими центрами должно пройти не менее 15 лет, за это время территории начнут жить и взаимодействовать с городом, а внутри районов образуются прочные связи между кварталами, домами и людьми.
Но первые результаты на территории «Зил-Юг» будут видны уже через 5 лет, когда будут готовы первые очереди. Они будут функционировать независимо и сами по себе создадут первый центр притяжения.
Открытый бассейн в спортивном комплексе «Акватория ЗИЛ», который является частью Центра водных видов спорта, построенного в рамках программы реорганизации территории бывшей промзоны ЗИЛа
(Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)
— Все говорят про три «новых городских центра», сейчас есть два потенциальных центра — на западе и на востоке. А что с севером и югом, нужны ли еще где-то новые центры?
— Москва имеет большой потенциал для развития новых центров, например, если говорить про юго-запад, то это территория за МГУ, район «Раменки» — это интересный научный центр и концентрация студенческой жизни, особенно, учитывая масштабный проект Технологической долины МГУ. Рядом территория нового кампуса «Яндекс». Здесь концентрация общественных пространств, исследовательских процессов и энергия IT-сферы успешно совмещены с зелеными пространствами и широкими проспектами.
За МКАД развитие больших центров возможно, при наличии сильного якоря, как в случае со Сколково или изначальной функцией Новой Москвы — нового центра федеральной власти. Нужно понимать, что все крупные штаб-квартиры, которые рассчитаны на молодых и активных специалистов — это не только рабочие места. Сотрудникам, особенно молодым, необходимы места для проведения досуга, доступное жилье, социальная инфраструктура, развитая транспортная система — сделать это за городом непросто. Но со временем кампусы крупных компаний будут развиваться и в области, даже в серьезном отдалении от Москвы. Сейчас есть спрос на спокойный образ жизни в небольшом городе, рядом с природой, но при этом, чтобы в доступности был исторический центр.
Виды Сколково
(Фото: Irina Anosova/shutterstock)
Москва — это разнообразный город, который очень быстро адаптируется к изменениям. Новые знаковые для города территории способны быстро создавать устойчивые связи и формировать новые привычки у горожан, особенно, учитывая размеры города и транспортную доступность, ведь экономия времени — важный фактор современный жизни. Важно, чтобы новые центры не просто разгружали исторический, а создавали новые функции, которых у города нет и формировали новую идентичность столицы.
Автор
Игнат Бушухин