Игровая коробка дядюшки Билли: история Xbox. Ретроспектива
Во второй половине девяностых Microsoft задумалась об активном участии в делах игровой индустрии. Приставки большой троицы (Sony, Nintendo, SEGA) были популярны, а их владельцы составляли огромный пласт потребителей, которых редмондский гигант хотел заполучить. Первый план не включал разработки собственной консоли: в 1999 году Microsoft подумала о внедрении Windows в консоли того времени. На эксперимент согласилась SEGA и добавила в Dreamcast специальную версию Windows CE. Фактически в консоли появилось подобие эмулятора ПК. Иронично.
Dreamcast могла запустить некоторые игры, разработанные с использованием DirectX и адаптированные под приставку SEGA. Всего вышло около 80 проектов с такой возможностью. Эксперимент, как мы сейчас можем сказать, вышел неудачным, но энтузиазм Microsoft не угас — наоборот, инженеры извлекли полезные уроки. Например, были очевидны преимущества разработки с использованием DirectX. Так почему бы не создать устройство с фокусом на работу приложений, созданных на базе этого API? Так родилась DirectX Box, название которой впоследствии сократили до того, что мы знаем сейчас.
⇡#Xbox. Уверенный старт
Интересно, что изначально Биллу Гейтсу не понравился план по реализации и продвижению консоли, о чем рассказал один из создателей оригинальной Xbox Эд Фрайс (Ed Fries) в интервью IGN в 2016 году. Глава корпорации фактически накричал на команду, подготовившую материалы. Но по итогу продолжительного совещания все-таки дал добро, ресурсы и свое благословение проекту.
Впервые консоль, получившая лаконичное имя Xbox, была представлена публике 9 марта 2000 года на GDC лично Биллом Гейтсом. Xbox, к слову, долгое время было рабочим наименованием. Итоговое название могло быть совсем другим. Как вам MIND (Microsoft Interactive Network Device) или MARZ (Microsoft Active Reality Zone)? Интересно, что среди рассматриваемых вариантов были IS1 (Interactive System In One), AIO (All In One) и TSO (Three, Six, Zero). Напоминает кое-что, не так ли?
Xbox вернулась на CES 2001 года, где Биллу составил компанию Дуэйн Скала Джонсон (Dwayne Johnson). Со сцены вновь и вновь звучали фразы о новом поколении игр и невиданной мощи системы. Откуда и пошло наше любимое слово «некстген», без которого ныне не проводится ни один показ любой консоли (не то чтобы их много осталось). Чудо-коробка была способна даже выводить картинку в настоящем Full HD!
Начинка, которая, как предполагалось, позволит разработчикам «воплотить свое видение как никогда точно», выглядела действительно внушительно: Intel Pentium III с частотой 733 МГц, кастомный видеочип NVIDIA NV20A, 64 Мбайт DDR — все это звучало куда более впечатляюще, чем «внутренний мир» PlayStation 2. В качестве программной основы выступила Windows 2000, обернутая в специально разработанный пользовательский интерфейс Xbox Dashboard (у нас его повсеместно называют дашбордом).
Приставка казалась ближе к классическим ПК по своему устройству, что породило множество слухов: от возможности менять в консоли отдельные комплектующие до простой эмуляции Xbox на компьютере. В итоге, правда, рабочего эмулятора так и не соорудили. Отчасти, вероятно, потому, что у приставки не появилось действительно мощных эксклюзивов, ради которых энтузиастам стоило стараться — все самое интересное в конечном счете добиралось до ПК через официальное портирование.
Релиз Xbox состоялся в ноябре 2001 года в США, а до остального мира новинка добралась в начале 2002 года. Стартовая линейка игр была не самой впечатляющей, однако в нее вошли Halo: Combat Evolved и Project Gotham Racing, которые в будущем станут крупными франшизами для Microsoft. Консоль подарила игрокам и ряд других популярных серий, как, например, Fable и Forza, но по части уникальных проектов она все равно сильно уступила PlayStation 2. Завоевывать любовь пришлось иным путем, и этот путь нашелся.
Во-первых, благодаря вычислительной мощности Xbox мультиплатформенные проекты выгоднее смотрелись именно на ней. А некоторые проекты и вовсе появлялись лишь на «зеленой» системе и ПК, минуя платформу Sony, — уже в те времена Microsoft начала практику частичной эксклюзивности для своих систем (Star Wars: Knights of the Old Republic). Во-вторых, новичок на рынке пытался стать больше, чем просто еще одной игровой приставкой. Оригинальная Xbox предсказала (или неосознанно задала, тут уж как посмотреть) многие тенденции современной индустрии. Так, разработчики сделали упор на социальную составляющую игр: служба Xbox Live позволяла легко организовать сетевой матч, а Xbox Arcade опередила Steam с идеей цифровой продажи проектов (в основном скромных инди, конечно, но «пилот» получился убедительный).
Наконец, интересная конструкция геймпада. Первая версия была жутко огромной, но сама идея поменять местами левый стик и крестовину оказалась отличной. Следующая итерация контроллера с префиксом S в названии вышла очень удачной и заложила основы, которые в будущем приведут к созданию одного из лучших геймпадов на рынке.
Менее чем за пять лет удалось реализовать 24 миллиона устройств — отличный старт для новичка в консольной индустрии. Хотя стоит помнить, что у этого новичка была куча денег на покупку студий и продвижение (реклама Xbox породила самый странный ТВ-ролик в истории консолей). Система Microsoft оставила Dreamcast глотать пыль с ее 10 миллионами и даже сумела на несколько миллионов обойти Nintendo GameCube. Только великая и ужасная PlayStation 2 осталась недосягаемой. Но следующий раунд был уже не за горами.
⇡#Xbox 360. Закрепляем успех
Если первая Xbox догоняла продукцию Sony, то к следующему поколению они уже смотрелись равными соперниками. За Sony были традиции и огромная фанбаза (все-таки PlayStaion 2 — самая продаваемая консоль всех времен более чем с 158 миллионами реализованных экземпляров), но Microsoft уже играла мускулами. Анонс состоялся в мае 2005 года на MTV, а первые детали о новинке рассказал Элайджа Вуд (Elijah Wood) — есть у корпорации пунктик привлекать голливудских звезд для продвижения. Вскоре на Е3 прошел масштабный показ, о котором не так давно вспомнили на канале Digital Foundry.
В этот раз Microsoft обогнала соперника на старте — Xbox 360 вышла практически на год раньше PlayStation 3, в ноябре 2005 года. Новинка, в отличие от предшественницы, стала активно бороться и за российский рынок, хоть и добралась до него лишь спустя два года, в 2007-ом. Именно благодаря 360-ке к Xbox приобщился и я, став ее верным поклонником и в радости, и в горе (о, эти первые годы Xbox One…).
По части технических характеристик новая система выглядела убедительно и стала менее похожей на «ПК под консольным соусом». Архитектура x86 уступила место PowerPC — в сердце системы бился трехъядерный процессор IBM (причем каждое ядро могло справиться с двумя рабочими потоками) с кодовым именем Xenon. В качестве партнера для производства видеочипа теперь выступала ATI, которая предоставила производительное решение Xenos c 512 Мбайт видеопамяти. Не путайте друг с другом и с семейством серверных процессоров Xeon от Intel. Кажется, в подразделении Xbox уже тогда взяли на вооружение сбивающие с толку названия…
Однако спешка, вызванная желанием выступить раньше Sony, привела к ряду проблем. Думаю, многие из вас слышали о «трех красных огнях смерти»: у первых версий были чудовищные проблемы с охлаждением, что вело к перегреву процессора и отвалу видеочипа. Если у вас был Xbox 360 первых партий, он почти гарантированно сгорал. Мой тоже отправился в мир иной в свое время. Причем у меня была уже версия Jasper, в которой якобы решили проблемы перегрева. Не до конца, видимо. Окончательно беды ушли лишь с выходом Xbox 360 Slim.
Были и другие недоработки, хотя куда более мелкие по сравнению с вышенаписанным. Несмотря на поддержку Full HD и соответствующий упор в рекламной кампании, изначально в консоли не было HDMI-порта. Жесткий диск был лишь в Pro-версии, да и тот — на скромные 20 Гбайт. Сейчас такое сложно представить, но в те времена все-таки еще был актуален принцип «вставил диск — и играй».
С Xbox 360 Microsoft собралась серьезно зайти на японский рынок. Можно сказать, проникнуть в самое логово главного противника. В качестве аргументов выступили две jRPG от самого отца Final Fantasy — Хиронобу Сакагучи. Что Lost Odyssey, что Blue Dragon оказались прекрасными образчиками жанра, однако это не помогло результативно повоевать за покупателя в Стране восходящего солнца: из 86 млн Xbox 360 в Японии осело лишь 1,6 млн.
Чем мне всегда импонировала платформа Xbox, так это смелостью ее создателей — экспериментировать они не боялись. За время жизни Xbox 360 сменила три версии оболочки. В какой-то момент появилась возможность создать собственный трехмерный аватар, что позволило действительно персонализировать свой аккаунт. Хотя кого-то постоянные обновления дашборда бесили, но мне всегда это казалось сильной стороной платформы. Команда постоянно искала новые подходы (пусть и не всегда удачно), умела признавать и исправлять ошибки. В будущем это сильно пригодилось.
Выпуск Kinect опять же показал, что разработчики хотят делать что-то новое и необычное. Понятно, что интерес к сенсорному управлению вызван ошеломляющим успехом Nintendo Wii, но если Sony практически скопировала идею сенсорного контроллера, то Microsoft лихо решила — а зачем, собственно, вообще держать в руках контроллер? В итоге вышел самый популярный гаджет для консолей в индустрии: 35 миллионов экземпляров по состоянию на октябрь 2017 года, результат официально зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. А самая продаваемая игра на Xbox 360, кстати, это не какая-нибудь Forza или Halo, а Kinect Adventures.
К слову, Kinect обрел огромную популярность и за пределами игровой индустрии — в каких только проектах он не участвовал! Сканер предметов для последующей 3D-печати, инструмент для помощи в реабилитации, перевод языка жестов в текст и обратно, обеспечение визуальных эффектов на концертах (самый известный пример — пожалуй, тур Nine Inch Nails в 2013 году) и выставках, и прочая, и прочая. Техногики, ученые, исследователи и творцы всех мастей оценили возможности Kinect по достоинству. Вряд ли Microsoft специально задумывала устройство таким образом, но в итоге контроллер не только принес миллионам людей удовольствие от игры, но и помог в реализации массы интересных вещей. Хотя и злую шутку с создателями он тоже сыграл, но об этом чуть ниже.
Xbox 360 продолжила делать ставку на социальную сторону игр. Сервис Live получил закономерное развитие и, на мой взгляд, стал лучшим игровым сервисом (как минимум на некоторое время): сбор статистики, организация матчей, чаты — все устроено удобно. Правда, с выходом новой консоли Live разделился на типы подписок — Silver и Gold. Последний был нужен для сетевой игры и оказался платным.
Многих разочаровал отход от консольных эксклюзивов. Если во времена оригинального Xbox еще была надежда, что внутренние студии разгонятся, то уже на середине пути Xbox 360 стало ясно, что нет, этого не случится. Новая крупная серия появилась лишь одна — зато какая! — Gears of War. Прочие проекты или были мультиплатформой изначально, или же стали таковой со временем (Ninja Gaiden 2, Ninja Blade). Чистыми эксклюзивами остались лишь гиганты в лице Halo и Forza, ну и некоторые стартовые игры типа Project Gotham Racing 3 да Kameo, которые хоть и были хороши, но мало кому оказались нужны через пару лет. За PGR, кстати, особенно обидно.
Зато Xbox 360 стал отличной стартовой площадкой для многих популярных франшиз — к примеру, Mass Effect. С вами командор Шепард, и это лучшая консоль для мультиплатформы в галактике. Пусть Sony выигрывала эксклюзивами, но подавляющее большинство проектов, доступных на обеих консолях сразу, однозначно выигрышнее смотрелись у Microsoft.
Xbox 360 продержалась на плаву 11 лет, порадовав создателей впечатляющими 85,5 млн продаж. Это лишь на несколько миллионов меньше, чем показатель Sony в том поколении. Хотя стоит учесть и год форы, и откровенно слабый дебют PlayStation 3. Но все же мы стали свидетелями того, как за два поколения дерзкий новичок на рынке поравнялся с, казалось бы, недостижимым лидером индустрии. Но если для Sony показатели Xbox 360 стали отрезвляющей пощечиной, то Microsoft, кажется, сама не знала, что делать с успехом.
⇡#Xbox One. Невероятное путешествие на дно и обратно
Седьмое поколение консолей закончилось таким мощным противостоянием, что игровое сообщество предвкушало следующий виток развития. Если уж на старом железе разработчики сумели реализовать Halo 4 и The Last of Us, то что будет впереди!
В 2013 году мир впервые увидел новую Xbox. Microsoft организовала отдельную презентацию для Xbox One, вне всяких крупных выставок. По итогу, правда, у большинства возникла лишь одна мысль: «Э-э-э… что?» Если Xbox 360 была игровой консолью с множеством дополнительных функций, то Xbox One позиционировался как медиацентр для гостиной с возможностью играть.
Нельзя сказать, что идея плоха: все-таки мы часто смотрим кино, созваниваемся со знакомыми, слушаем музыку. Почему бы не иметь одно устройство, которое позволит все это делать удобно, еще и слушаясь голосовых команд? После оглушительного успеха Kinect мало кто удивился наличию новой версии устройства в комплекте с консолью. Беда была в том, что за пресловутым «TV, TV, TV» не оказалось собственно игр. Call of Duty: Ghosts, малопонятный тизер Quantum Break и линейка EA Sports — не то, чего ждали от нового поколения. На фоне анонса PlayStation 4 мероприятие Microsoft выглядело очень сомнительным. Даже Стивен Спилберг не спас, да и анонсированный им сериал по Halo, кстати, до сих пор не вышел.
Не впечатляли и технические характеристики. Xbox 360 можно было назвать лучшим местом для игр, если не говорить про эксклюзивы, а вот Xbox One лишилась этой позиции еще до выхода. Начинка хоть и не сильно, но уступала PlayStation 4, а Kinect 2.0 мало того, что повышал стоимость консоли на 100 долларов, так еще и откусывал 10 % производительности. Не говоря уже о том, что изначально предполагалось обязательное подключение консоли к Интернету, иначе она бы просто не работала. Над Xbox One нависли тучи, и с этим явно надо было срочно что-то делать.
На мой взгляд, Xbox One — это удивительная история провала еще до старта и триумфального возвращения в гонку ближе к финишу. Несмотря на все проблемы, я все же приобрел консоль в первые месяцы и лично видел, какой огромный путь она прошла за семь лет. От самых спорных моментов успели отказаться еще до выхода: в продажу поступили комплекты без Kinect 2.0, интернет-подключение не стало обязательным условием работы, а перепродаже дисков ничто не препятствовало.
Хотя этих, несомненно, верных решений было мало, чтобы исправить положение. Меню было далеко от интуитивного, а мультиплатформа работала заметно хуже, чем на PlayStation 4, за очень редким исключением вроде Assassin’s Creed: Unity. Положение стало выправляться спустя пару лет, когда подразделение Xbox и все игровое направление Microsoft возглавил Фил Спенсер (Phil Spencer), сменивший Дона Мэттрика (Don Mattrick). Медленно, но верно он шел в гору, превращая Xbox One в первую очередь в место для игр, а затем уж для всего остального.
Сделать это оказалось непросто. Хотя Фил создал себе имидж этакого доброго дядюшки для геймеров, одной харизмы оказалось мало — требовались перемены. Одним из переломных моментов стал анонс обратной совместимости на конференции Е3 2015. Каждый проект требовал тщательного тестирования и определенных доработок, однако результат того стоил: теперь Xbox One позволяет играть в несколько сотен проектов как с Xbox 360, так и с оригинальной Xbox, что заметно расширяет общую библиотеку доступных проектов. TES III: Morrowind на Xbox One? Да без проблем!
Этот ход сгладит практически окончательный отказ от эксклюзивов для консоли. Проекты, анонсированные как «только на Xbox», в итоге либо добрались до ПК, либо не дожили до релиза (да, Scalebound, я о тебе). Жаль, что некоторые прошлые франшизы Xbox не получили развития на Xbox One — Fable пыталась податься в сессионный онлайн с непонятным ответвлением Legends, а Project Gotham Racing окончательно уступила место Forza Motorsport и Forza Horizon. Лишь Halo 5: Guardians до сих пор не выбралась за пределы консоли, но она почти наверняка нагрянет на ПК в преддверии Infinite.
Еще одним кирпичиком в фундаменте системы стала программа ID@Xbox, нацеленная на поддержку скромных инди-студий. Она открыла дорогу к Xbox One трем с половиной тысячам авторов почти из семидесяти стран, и за время активной работы благодаря программе вышло полторы тысячи игр.
Для команды Фила Спенсера важно, чтобы любая аудитория могла найти в Xbox что-то для себя. Подписка Xbox Game Pass за фиксированную месячную плату позволяет рубиться в огромное количество игр из обширной библиотеки, причем все новинки внутренних студий Microsoft попадают в нее одновременно с релизом. Сейчас Game Pass распространяется и на ПК, а Ultimate-версия объединяет в себе еще и статус Gold для мультиплеера и бесплатные ежемесячные раздачи игр.
Обидно, что Kinect 2.0 оказался на обочине истории — в консолях, которые продаются сейчас, для него даже разъема нет. Мне кажется, это большая потеря, ведь продвинутый сенсорный контроллер действительно мог подарить новый опыт. Но вышла лишь одна игра, которая это демонстрировала, и та была очень нишевой — D4: Dark Dreams Don’t Die (до сих пор грущу, что продолжения не выпустили). Хотя все-таки устройство получило новую жизнь в виде Azure Kinect, но эта история уже не про игры.
Учтя все ошибки, Microsoft выпустила улучшенные вариации приставки. Версия с префиксом S в названии фактически представляет собой оригинальную Xbox One, только меньше, тише, чуть быстрее, с поддержкой HDR и более высоких разрешений. А вот Xbox One X — абсолютная железяка для гостиной и, на мой взгляд, чудо инженерной мысли: компактная, тихая, холодная, стильная, а ее начинки хватает, чтобы знакомые с архитектурой разработчики выжимали честные 4K с 60 кадрами в секунду в таких графически продвинутых проектах, как Gears 5 и Forza Motorsport 7. За весьма умеренную плату.
⇡#Сейчас вы находитесь здесь
Работа над ошибками принесла плоды, но сложно сказать, насколько Microsoft удовлетворена примерно 50 млн проданных устройств против 110 млн у PS4. Нынешний курс команды — на развитие игровой экосистемы Xbox, а консоль, как и любой ПК на базе Windows 10, — лишь инструмент для доступа к платформе. Сейчас Microsoft возвращается к практике внутренних студий, скупая талантливые команды: от Obsidian Entertainment до Ninja Theory. Надеюсь, их силы пустят в правильное русло, а то пока Bleeding Edge и Grounded не сильно впечатляют…
Именно такой подход — стремление становиться лучше — привлекает меня в Xbox. Хотя, разумеется, я хорошо знаком с PlayStation, начиная с «тройки», а PS4 была куплена на старте и до сих пор верно служит. Но когда вопрос касается мультиплатформы, я обычно выбираю Xbox One X. Текущая версия дашборда быстра и понятна, благодаря обратной совместимости можно перепройти какой-нибудь The Darkness, а геймпад для моих рук просто идеален. Контроллер Xbox One, разумеется, поддерживается современной Windows и в «десятке» вызывает игровое приложение. Наконец, практически любая игра в версии для Xbox One X смотрится лучше, чем у Sonу.
Очень жаль, что присутствие Microsoft на российском рынке в последние годы скукожилось. Отказ от рублевых цен не так страшен, а вот запрет на покупку подписок в онлайн-магазине — обидная проблема. Все щедрые акции, вроде Game Pass Ultimate за один доллар, проходят мимо нас. Коды на подписки приходится покупать в розничных сетях. Хотя буквально на днях появился слух, что Microsoft хочет отказаться от платного онлайна, а значит, Gold становится просто ненужной — еще один мощный удар по конкурентам. Забавно, ведь именно Xbox Live Gold когда-то сделала стандартом консольный мультиплеер за деньги, и как выгодно такой шаг будет смотреться сейчас. Многоходовочка на два поколения вперед!
Microsoft следит за тенденциями на рынке и старается перенимать и развивать интересный опыт. Не ускользнул от команды и тренд на облачные технологии. С помощью сервиса xCloud в любой проект из обширной библиотеки Xbox One можно играть прямо на телефоне. Но корпорация пошла дальше и приспособила облака для разных целей: например, разработчики игр с помощью xCloud получают доступ к девкитам Xbox One прямо из дома, без необходимости отвечать головой за дорогущее устройство. Как говорит Фил, цель Xbox — дать множество инструментов для подключения к платформе. Будь у вас лишь телефон с интернетом, консоль рядом с телевизором или навороченный ПК — если вы геймер, то вы на борту Xbox.
В будущем Microsoft планирует расширять и упрощать доступ к играм. Новое поколение сразу создается с прицелом на условно «продвинутую» и «бюджетную» категории: Xbox Series X и Xbox Series S (второе название, как и сама консоль, еще официально не подтверждено). Интересно посмотреть, как это отразится на качестве проектов. Ведь младшая модель, судя по утечкам, уступает в вычислительной мощности Xbox One X. С другой стороны, в новой консоли будут и быстрая память, и скоростной SSD.
Почти наверняка консольных эксклюзивов Xbox мы более не увидим, ведь это идет вразрез с философией команды. Поэтому интересно, какими новыми идеями Фил планирует завлекать публику. Как минимум уже известно о нативной обратной совместимости с играми со всех поколений Xbox, причем улучшаемых программными методами прямо на лету: повышенные разрешение и частота кадров, внедрение HDR. Может быть, и о Kinect вспомнят однажды, возможно, вкупе с возрождением HoloLens — у PlayStation есть свой VR, и Microsoft наверняка хотелось бы чем-нибудь ответить.
* * *
Совсем скоро мы увидим, какими же Microsoft видит будущие игры. Сегодня обещают анонсы от внутренних студий, геймплей крупных проектов (Halo Infinite, я ждал два года!) и, вероятно, новости о покупке очередных разработчиков. Ждать цены или новостей о младшей Xbox Series S не стоит. Но может, покажут интерфейс? Главное, чтобы было не меньше геймплея и разнообразия, чем у презентации PS5.