«Можно ли вообще выжить?» Владельцы салонов красоты — о новых условиях работы

Как индустрии выживают в период пандемии

Автор

Александр Пигарев

16 июня 2020

Работа в защитных масках и перчатках, онлайн-депозиты и мужское бритье — салоны осваивают новые стратегии и ноу-хау. «РБК Стиль» опросил владельцев и топ-менеджеров салонов красоты и барбершопов Москвы и узнал, как они справляются с кризисом.

Александр Рымкевич,
совладелец сети барбершопов Mr. Right и салонов красоты Mrs. Right

Долгие месяцы самоизоляции мы буквально спасали бизнес: вели переговоры с арендодателями о каникулах или хотя бы о снижении арендных ставок (спасибо им, все вошли в наше положение), пытались сохранить позитивный настрой у сотрудников, занимались оформлением заявок на кредиты, которые государство предложило малому бизнесу на покрытие минимальной заработной платы. Ну и, конечно, думали, как нам жить и работать дальше. После того как государство разрешило нам работать — лучше не стало. Салонам разрешили открыться со множеством ограничений, при соблюдении которых мы можем обслуживать примерно на 35% меньше клиентов. Это очень ощутимая потеря. А если добавить к этому выросшие цены на косметическую продукцию, а также дополнительные расходы на дезинфекцию, одноразовые средства защиты, тесты сотрудников на COVID, то радость от открытия салонов сменяется беспокойством — а можно ли вообще выжить в таких условиях?

Если говорить о рекомендациях Роспотребнадзора, то следовать им несложно, хотя это требует дополнительных затрат. Мы и раньше маниакально все дезинфицировали и наливали напитки только в одноразовые стаканчики (а сегодня и этого нельзя), но есть требования, которые понять трудно. Почему зашедший с улицы клиент не может сесть к свободному мастеру и обязан записаться заранее? Он уже зашел в салон и стоит перед администратором и объяснение, что он должен выйти на улицу и сначала записаться на сайте, звучит несколько по-кафкиански.

Барбершоп Mr. Right

© пресс-служба

Сейчас запись полная. Мы сами в течение всего срока карантина не стриглись и отказывали всем, кто обращался к нам через соцсети с просьбой прислать мастера на дом. Так что можно понять счастье клиентов, которые наконец-то привели себя в порядок. Пожалуй, мы никогда раньше не получали такой мощный отклик в соцсетях от благодарных клиентов. Что будет дальше? Все будет зависеть от динамики развития эпидемии и адекватности или неадекватности мер, применяемых государством к нашему бизнесу в этой ситуации.

Юлия Шумакова,
генеральный директор сети центров красоты «Белый Сад»

Во время «карантина» мы наконец-то открыли свой интернет-магазин. Чтобы поддержать клиентов и подписчиков, регулярно публиковали в инстаграме полезные мастер-классы и лайфхаки для домашнего ухода за лицом, телом, волосами. Отдельное спасибо нашим мастерам, которые на дому снимали свои обучающие видео. Несмотря на то что в период самоизоляции мы не предоставляли «выездное обслуживание», наши администраторы были на связи каждый день и в случае необходимости связывали клиентов с косметологами, стилистами и другими мастерами для онлайн-консультаций. И, конечно, хочется поблагодарить всех клиентов, которые откликнулись и в сложное для нас время внесли онлайн-депозиты. Мы открыто рассказали о сложной финансовой ситуации и предложили всем желающим пополнить свой депозит «на будущее», чтобы воспользоваться услугами после возобновления работы салонов. При этом «карантинные депозиты» сопровождались бонусами в виде пакета услуг в подарок. Благодаря этим депозитам мы имели возможность выплачивать всем сотрудникам зарплату во время самоизоляции.

Сейчас мы открылись и работаем, соблюдая все требования Роспотребнадзора. Это осложняет рабочий процесс, мастерам и клиентам физически неудобно и некомфортно в СИЗ, но все относятся к этому с пониманием, ведь речь идет о безопасности и сохранении здоровья как своего, так и клиента. Это наша общая ответственность.

Центр красоты «Белый Сад»

© пресс-служба

Мы, кстати, решили сделать спецпредложение для клиентов нашего салона в отеле «Метрополь» — выездное обслуживание по обычному прайсу без каких-либо наценок. По понятным причинам гостиницы Москвы сейчас не переполнены, а значит, и мастера салона в отеле не загружены. Поэтому мы с радостью готовы приехать к клиентам в удобное время, чтобы оказать необходимые услуги. Им приходилось несколько раз перезаписываться, пока мы ждали отмены ограничительных мер. Поэтому к моменту открытия салонов у нас уже была сформирована запись как минимум на неделю. Мне очень хочется верить, что эпидемиологическая ситуация окончательно улучшится и мы скоро вернемся к обычной жизни.

Юлия Фиш,
основательница «Профиль Professional Club»

Время самоизоляции мы пережили вполне себе продуктивно. Сначала, конечно, был шок, удивление и растерянность, ведь долгие годы у нас был единственный выходной день в году — 1 января. Но мы быстро взяли себя в руки и адаптировались к новой реальности. За два с половиной месяца освоили массу нового: усовершенствовали внутренние системы учета, стали осваивать рынок цифровых продаж, создали несколько новых интересных продуктов. Посмотрели на привычные истории в новом ракурсе и наметили планы на будущее — в общем, было скорее интересно, чем грустно. Кроме того, все это время наш магазин и кафе работали на доставку. Так что работы хватало.

В послекарантинной реальности изменились прежде всего люди. Мир остался пока на месте — абсолютно прежний вопреки ожиданиям многих, но вот люди другие. Более спокойные, доброжелательные и благодарные. Немного расстроенные и требующие заботы. Но — это ровно наша специализация, мы знаем, как с этим работать!

Запись довольно плотная. Во время карантина мы старались поддерживать клиентов: организовывали онлайн-консультации наших специалистов, отправляли домой индивидуальные наборы косметики, всегда были на связи. Но вернуться в салон, в профессиональную среду — это совсем другое. Обеспечить себе салонное качество дома, конечно, невозможно. Поэтому — да, все рады, для всех это один из важных элементов возвращения в прежнюю комфортную и размеренную жизнь. Что будет дальше? Все зависит от эпидемиологической ситуации. Если заболеваемость пойдет на спад, то будет все хорошо. Если нет, то об этом даже не хочется сейчас думать.

Салон красоты «Профиль Professional Club»

© пресс-служба

Ираклий Кандария,
PR-специалист, салоны Mayfair

Нам пришлось временно закрыть оба салона. А это было особенно грустно в отношении нового салона на Новолесной улице, который запустился всего за пару месяцев до локдауна. Всех сотрудников отправили во временный отпуск с сохранением минимальных окладов. Спасибо арендодателю, который вошел в наше положение и снизил аренду на период простоя. За время локдауна занялись анализом нашей деятельности, убрали процедуры, которые были слабо востребованы, и распрощались с брендами, чья продукция застоялась на полках.

Я склонен рассматривать сегодняшнюю реальность как способ обновить рабочие процессы. Привлечь и удержать гостей можно только эмоциональной привязанностью и качественными услугами. В первый же день работы телефон у администратора звонил практически непрерывно, онлайн-запись тоже не отставала. Увидев работающий салон, заходили и новые гости «с улицы». Чувствуется, что потребность в бьюти-услугах значительно выросла. Это касается и мужчин, и женщин. Если раньше девушка могла прийти только на стрижку и окрашивание, сегодня к этому добавляются брови и ногтевой сервис, и массаж, и уход за лицом. Парни, кроме стрижки, стали чаще заказывать бритье и мужской уход за лицом. К тому же летом у всех более востребован педикюр. Постепенное возвращение привычной офлайн-работы и офлайн-встреч тоже способствует востребованности услуг мейкапа и укладки. Из минусов могу назвать возвращение полноценной арендной платы.

Салон красоты Mayfair

© пресс-служба

Все основные рекомендации Роспотребназдора стараемся максимально соблюдать. Нам повезло, что концепция Mayfair изначально предполагала обслуживание каждого гостя в индивидуальном кабинете. Что касается дезинфекции помещения, обеззараживатели воздуха у нас тоже всегда работали в каждом кабинете и в общей welcome-зоне. Клиенты реагируют на открытие салонов с большим энтузиазмом — запись очень плотная и окон практически нет. Вечера и выходные забиты полностью. Теперь гости более лояльны к тому, что необходимо бывает подстроить личные планы под расписание мастера. В ближайшее время я предвижу подъем сферы бьюти-услуг: люди устали сидеть взаперти и онлайн. После карантина им хочется выглядеть хорошо и даже лучше прежнего. Интенсивность реального общения и ночной жизни возрастет, значит, вырастет и спрос на бьюти-услуги. К тому же долгожданное лето пришло и многим хочется обновления перед отпуском.

Мария Гинзбург,
соучредитель сети салонов Wax&Go

Во время самоизоляции мы сконцентрировались на внутренних процессах в компании. Выстроили коммуникацию отделов, перешли на новую программу, запустили интернет-магазин, привезли новые продукты, изучили новые техники и провели тренинги мастерам, записали много обучающего материала. Сделали все то, на что обычно не хватает времени… В новой послекарантинной реальности живется по-новому. Мы не знаем, что будет завтра, будет ли вторая волна, закроют ли нас вновь в июле и т.д., соответственно, планировать стало очень сложно. За время карантина люди поняли, что можно жить и не тратить деньги на ерунду, а только на самое необходимое, то есть потребление стало более осознанным. Думаю, что этот тренд сохранится и клиенты будут выбирать те товары и услуги, которые им действительно необходимы. Соответственно, нам придется больше работать, лучше понимать клиентов и предлагать то, что им нужно. Рекомендациям Роспотребнадзора следовать несложно, но затратно и они очень ограничивают клиентский поток. И нужно понимать, что за это должен кто-то платить. Либо клиент, либо бизнес. Плохо также то, что мы не можем оказывать привычный сервис. У нас в салонах был бесплатный бар с различными чаями, кофе, лимонадами, фруктами, конфетами и мармеладом. Все это пришлось убрать.

Салон красоты Wax&Go

© пресс-служба

Когда мы открылись, клиенты были счастливы: полная запись на пару недель вперед. Понятно, что все устали сидеть дома и при первой возможности вырвались приводить себя в порядок. Но мы считаем, что этот ажиотаж спадет в течение двух-трех недель. А вот как будет дальше, никто не знает. Мы понимаем, что сегмент luxury не пострадал, а вот сегмент, который приближается к premium, стал зарабатывать меньше. Мы построили свой бюджет из расчета -30% к прошлому году и считаем, что это падение будем отыгрывать следующие пару лет.

Ксения Шипилова,
основательница Aesthetiks Beauty Group и сети салонов Keep Looking

В 2018 и 2019 годах параллельно с салонами мы запустили еще два направления бизнеса — интернет-магазин Keep Looking и компанию Aesthetiks Beauty Group, которая занимается производством и дистрибуцией косметики. Это очень помогло нам на карантине: мы не сократили штат и смогли покрыть затраты на зарплату сотрудников, а это почти 10 млн руб. После открытия салонов стало не лучше и не хуже — стало просто по-другому, и мы должны адаптироваться к новым реалиям. Сейчас у нас нет возможности принимать столько же гостей, сколько раньше. Мы больше не можем проводить несколько процедур одновременно, и остается под вопросом направление косметологии, так как специалист не может работать на расстоянии 1,5 м от клиента. Расходные материалы подорожали, но пока что мы не планируем поднимать цены на услуги.

Мы увеличили время работы салонов и теперь принимаем гостей с 09:00 до 23:00. Проводим дезинфекцию и измеряем температуру сотрудникам и гостям, все специалисты и гости используют индивидуальные средства защиты. Чтобы в зале соблюдалась дистанция, мы уменьшили количество мастеров в смене, но минимально, так как в салонах достаточно отдельных кабинетов.

Салон красоты Keep Looking

© пресс-служба

Как только все узнали, что салоны открываются, гости буквально оборвали телефоны. Мы еще с апреля вели лист ожидания гостей, плюс он пополнился в первые дни после окончания карантина. Поэтому на ближайшие недели у нас полная запись, и мы понимаем, что спрос будет расти. Мы очень рады, что постепенно возвращаемся к прежней жизни и будем делать все, чтобы нашей команде и гостям было комфортно и безопасно находиться в салонах.

Елена Удалова,
владелица салона красоты Barbaris

От периода самоизоляции у меня остались двойственные впечатления. С одной стороны, мы несли затраты по аренде и зарплатам сотрудников, платили налоги — а это прямые потери бизнеса, которые нам никто не компенсирует. С другой стороны, мы потратили это свободное время на самообразование и совершенствование наших навыков. Самое главное — мы открылись, можем работать и начинаем зарабатывать. Понятно, что многие люди сейчас находятся на карантине и поток клиентов не такой большой, как ожидалось. Кроме того, с ужесточением требований Роспотребнадзора стало тяжелее работать сотрудникам (из-за масок и перчаток), а из-за увеличения интервалов мы можем обслуживать гораздо меньше клиентов. Рекомендациям Роспотребнадзора следовать сложно, тем более что они нечеткие. Кроме того, есть распоряжения от Департамента торговли и услуг города Москвы, от санитарного врача — и непонятно, кто главный и какие требования соблюдать. Все требования одновременно выполнять невозможно — они противоречат друг другу.

Салон красоты Barbaris

© пресс-служба

Клиенты радуются открытию салонов и возможности привести себя в порядок: первую неделю у нас сплошной аншлаг. Думаю, что постепенно все выровняется и мы перейдем на работу в обычном режиме.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть