В России разработали виртуального помощника по покупке квартир
Сервис Living.ru объединил функции доски с объявлениями, риелтора, юриста и банковского менеджера
В пару кликов выбрать квартиру в новостройке. Подать ипотечную заявку в десяток банков. Получить несколько одобрений с расчетом платежей. Посмотреть квартиру вживую или онлайн. Изучить документы и проконсультироваться со специалистом по юридическим вопросам. Все это бесплатно и на удобной технологичной площадке. Так работает первый в России онлайн-сервис по недвижимости с виртуальным помощником Living.ru.
Проект уже действует в 22 регионах России, в том числе Москве, Петербурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске, Владивостоке, Екатеринбурге и так далее. В базе Living.ru — 104 820 квартир в тысяче жилых комплексов от 471 застройщика. А в 2020 году здесь заработал ипотечный подбор для жилья — новая для российского рынка услуга, которая в разы ускоряет процесс покупки квартиры. РБК разобрался, как это работает и чем Living.ru отличается от привычных сервисов поиска жилья.
Шаг 1: выбираем квартиру с умом
Все начинается с выбора квартиры — и в Living.ru он максимально детализирован. Не только стандартные параметры «район-цена-расстояние до метро-количество комнат», а подробнейший анализ пожеланий.
К примеру, можно исключить любые предложения на определенных этажах — не только на первом, но и, допустим, на тринадцатом — для суеверных. Или ограничить поиск теми новостройками, где жителям точно хватит парковок или мест в детском саду. Выбирать среди тех, где предусмотрена площадка для выгула собак, или только те квартиры, где окна выходят на юг.
В подборе Living.ru есть больше 100 параметров, которые позволят найти квартиру, подходящую под конкретный запрос. Система выбирает наиболее выгодный вариант с учетом возможностей и потребностей клиента, в зависимости от суммы первоначального взноса по ипотеке и желаемого ежемесячного платежа. Учитываются субсидии, льготы и государственные программы поддержки молодых семей, текущие акции и скидки от застройщиков (цены и скидки в строительных компаниях и в Living.ru абсолютно идентичны). Столько нюансов человек одновременно держать в голове просто не в силах.
Если же у вас пока не сложился точный образ места, в котором хочется жить, можно воспользоваться «Анкетным подбором». Виртуальный помощник задаст несколько простых вопросов: «Кто будет проживать в квартире», «Есть ли/планируются ли дети», «Какая планировка предпочтительнее?», «Как вы преимущественно передвигаетесь по городу», «Обязательно ли нужны изолированные комнаты», «Должен ли быть балкон или лоджия» и другие. На основании ответов система сама расставит подходящие критерии и подберет квартиру.
Чтобы выбор был точнее, можно воспользоваться рейтингом новостроек. Это комплексная оценка качества среды в жилом комплексе, ее можно посмотреть на странице каждого объекта. Она рассчитывается на основании более чем 60 параметров, причем для каждого класса жилья принят свой расчет рейтинга. Если характеристики комплекса не соответствую классу жилья либо негативно сказываются на качестве жизни будущих новоселов, то им присвоен понижающий коэффициент. И наоборот, если решения продуманы, это повышает рейтинг.
По умолчанию при подборе квартиры Living.ru ранжирует варианты по рейтингу, начиная с самых комфортных. Если какой-то параметр особенно важен для покупателя, можно легко сравнить новостройки по отдельному показателю. Например, выбрать жилой комплекс с наилучшей транспортной доступностью или сравнить проекты разных застройщиков по проработке детской инфраструктуры: близости детских поликлиник, оснащенности детских площадок, достаточности мест в школах и детсадах. Вся эта информация есть на странице новостройки.
Критерий «достаточности» здесь взят не с потолка. Living.ru создал целую математическую модель, которая учла государственные нормативы по заполненности школ и детсадов, сопоставила данные с количеством фактически работающих школ, численностью населения и вычислила, хватит ли места в близлежащей школе или детсаде семье в каждой конкретной новостройке. Такой широкой аналитики в одном месте сейчас не предоставляет ни один застройщик или сайт.
Специально для тех, кто меняет привычный район или переезжает в другой город, Living.ru внедрил масштабную оценку районов — чтобы будущие новоселы заранее получили представление об условиях жизни в выбранном месте.
Кирилл Тимофеев, генеральный директор Living.ru:
— В категории оценки локации попадают факты, характеризующие и район в административных границах, и квартал, в котором возводится тот или иной комплекс: каким будет окружение дома, плотность населения на квадратный километр, есть ли поблизости парки, водоемы, есть ли в пешеходной доступности (в радиусе 1 км) школы, детские сады, поликлиники, достаточно ли в них мест для приема новых жителей и так далее. Также учтены показатели экологии, криминогенности. Данные мы запрашиваем в официальных источниках — органах власти. Норма определяется статистически.
За исследование такого уровня и детальную консультацию о плюсах и минусах района риелторы берут десятки тысяч рублей. Living.ru делает все бесплатно и мгновенно: сведения уже собраны и занесены в базу. Над постоянным пополнением и уточнением данных работают два отдела общей численностью 20 человек: один отдел собирает, актуализирует и анализирует информацию, другой — превращает массив сухих цифр в понятные каждому параметры и оценки.
Оба отдела находятся в Санкт-Петербурге. А чтобы место работы не влияло на точность и корректность оценок, в городах присутствия Living.ru открыты региональные представительства. Они помогают понять и оценить местную специфику, которую не узнают жители других городов.
Методика оценки новостроек, разработанная Living.ru, прошла проверку центра экспертиз СПбГУ и получила положительное заключение.
Такой уровень проработки данных позволил Living.ru запустить грамотный и максимально точный механизм подбора квартиры. Система опирается только на факты, она никак не связана со строительными компаниями, агентствами и риелторами, беспристрастно рассказывает обо всех плюсах и минусах квартиры и дома. Можно быть уверенным, что выдача Living — это лучшие варианты. Умный сервис облегчает процесс выбора жилья и не дает покупателю упустить что-то важное. Даже если вы уже выбрали конкретный ЖК, его можно проверить по базе Living.ru, изучить все нюансы.
Шаг 2: находим самую выгодную ипотеку
Если покупка квартиры планируется в ипотеку, на Living.ru есть специальный механизм ипотечного подбора жилья. На сайте нужно ввести имеющийся первый взнос, комфортный ежемесячный платеж, срок кредита, проставить пожелания по квартире (те, о которых мы рассказывали выше), и виртуальный помощник сразу выберет варианты жилья, подходящие и по качеству, и по условиям кредита. Система использует сразу две крупные базы данных — информацию по квартирам в новостройках региона и данные по ипотечным программам от разных банков.
Кирилл Тимофеев, генеральный директор Living.ru:
— Наши IT-механизмы анализируют каждую ипотечную программу в разрезе каждой квартиры и в целом по рынку. Такого инструментария, обрабатывающего информацию по разным застройщикам и банкам, еще не было. Покупатель может сделать выбор за условные 10-15 минут, находясь в комфортных условиях, в режиме одного окна. И быть уверенным, что не пропустил лучший вариант. Это значительно экономит время и снимает психологическое напряжение от переговоров с разными менеджерами.
Обычно покупатели получают одобрение в своем зарплатном банке и на этом останавливаются: ездить в отделения разных банков нет времени, да и не факт, что там предложат более выгодные условия. Living.ru выводит информацию по программам от десятков банков в онлайн-режиме. В карточке каждой квартиры, доступной для приобретения в ипотеку, есть полная информация по ипотечным программам, по которым аккредитован конкретный жилой комплекс. Можно наглядно сравнить ставки и ежемесячный платеж у всех возможных банков, сразу определиться с наиболее выгодным предложением. Клиент заполняет всего одну анкету, а Living.ru помогает получить одобрение в выбранном финансовом учреждении.
Шаг 3: спокойно и надежно оформляем сделку
Наконец, финальный этап: собственно покупка квартиры. Для многих он сопряжен с нервозностью: возникающий стресс подчас мешает сделать взвешенный выбор. «На российском рынке достаточно сложные взаимоотношения в цепи «застройщик-агент-клиент», — признает Кирилл Тимофеев. — Часто идет перетягивание клиента между отделом продаж девелопера и агентства».
Инструменты Living.ru снимают зачастую агрессивное давление со стороны отдела продаж застройщика и агентства, исключают постоянные звонки от десятков продавцов, навязывание какого-то варианта. Клиент сам в онлайн-режиме изучает все плюсы и минусы квартиры. Менеджер Living.ru позвонит ему только тогда, когда это понадобиться — если покупатель сам оставит заявку на звонок. Плюс ко всему, в условиях пандемии онлайн-инструменты актуальны как никогда — не у всех девелоперов и витрин новостроек есть такая возможность удобного цифрового взаимодействия.
Посмотреть квартиру также можно онлайн: для этого представитель Living.ru лично приедет в строящийся дом, где станет глазами и ушами будущего покупателя — экскурсия будет проведена по видеосвязи. Разумеется, приехать на стройку и осмотреть будущее жилье можно и лично.
Living.ru сопровождает клиента на всех этапах покупки квартиры: бронирование, одобрение ипотеки, подписание ДДУ и кредитного договора, регистрация документов в Росреестре, обеспечивает чистоту сделки. Все шаги можно пройти офлайн или онлайн с электронной регистрацией. Помимо безопасности в условиях пандемии, последний способ покупки оказывается быстрее: Росреестр фиксирует сделку практически сразу. И не нужно тратить время на дорогу и очереди в МФЦ.
Специалисты Living.ru проверят договор с застройщиком на предмет возможных рисков и ответят на все вопросы по юридической стороне сделки. Все это бесплатно для клиента. Потому что покупатель и так платит за квартиру — зачем тратиться еще и на сопровождение сделки?
Как сообщили в Living.ru, в планах компании — развитие долгосрочных отношений с другими участниками рынка: банками, застройщиками, информационными площадками по новостройкам.
Кирилл Тимофеев, генеральный директор Living.ru:
— Мы не конкурируем, а предлагаем совместно развивать сервис для клиента и вместе с тем открывать новые возможности для монетизации или увеличения конверсии. Застройщикам можно использовать Living как эффективный канал продаж — нашего виртуального риелтора можно быстро обучить качественно представлять клиенту особенности квартир и отрабатывать возражения со знанием всей информации. Банкам и медиаплощадкам мы предлагаем готовый набор инструментов для интеграции на сайт полноценной экосистемы по недвижимости (база новостроек, расширенный механизм выбора квартиры, онлайн-бронирование, отдел продаж) — не нужно будет развивать ее с нуля. Living предоставляет готовое решение, которое не требует доработки, финансовых и временных вложений. Процесс интеграции на сайт партнера предельно прост и занимает минимум времени.