Рейтинги новостроек и девелоперов — кому и зачем они нужны
Фото: Monster Ztudioshutterstock
Игроки рынка недвижимости стараются отслеживать все рейтинги, в которых фигурируют жилищные проекты и застройщики. Рейтинги являются неотъемлемой частью рынка, они необходимы как покупателям, так и игрокам рынка недвижимости. Для большинства девелоперов это, в первую очередь, инструмент для аналитики, который дает представление о месте компании на рынке, чтобы улучшать свои конкурентные преимущества и держать руку на пульсе. Для покупателей — информация о строительных компаниях, их надежности и стабильности, качестве жилых комплексов.
Оценка места в рейтинге дает возможность и маркетинговые функции скорректировать работу, поменять приоритеты или обратить внимание на какие-то показатели в сравнении с другими участниками. Попадание на хорошие позиции в рейтинге увеличивает вес компании для потенциальных покупателей и партнеров, работает на повышение узнаваемости в информационном поле, отмечают в компании «Донстрой».
Профессиональное сообщество в большинстве своем ориентируется на показатели ввода, обеспеченности и среднюю стоимость «квадрата». Игроки рынка доверяют оценке авторитетных источников. Среди них рейтинги Единого реестра застройщиков (ЕРЗ), РБК, Forbes, также большое значение для бизнеса имеют кредитные рейтинги, которые составляют рейтинговые агентства.
Однако на рынке практически нет рейтингов с общепризнанными критериями качества проектов, которые были бы полезны как застройщикам, так и потребителям. Большинство людей при принятии решения о покупке новой квартиры смотрят лишь на ее цену, планировку и расположение дома, так как самому сложно разобраться в вопросе, насколько комфортно будет жить в приобретаемом жилье на основе множества критериев, отмечает руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик.
Рейтинг потребительских качеств
Портал ЕРЗ.РФ совместно с Национальным объединением застройщиков жилья (НОЗА) впервые в России сформировал топ застройщиков по потребительским качествам новостроек, первый рейтинг был опубликован в июле 2020 года. В ноябрьском топе первую строчку занимает екатеринбургский застройщик «Брусника» со средним показателем в 97,68 балла. При этом в десятку вошел только один московский девелопер — «Донстрой». А крупнейший российский застройщик группа ПИК заняла в рейтинге лишь 97-е место.
Также в десятку попали застройщики из разных регионов: ИСГ «Мармакс» (Рязанская область), СК «Легион» (Челябинская область), LEGENDA Intelligent Development. (Санкт-Петербург), ГК «Первый Трест» (Республика Башкортостан), ГК «Стрижи» (Новосибирская область), «Орсо групп» (Пермский край), СХ ТЕРМОДОМ (Пензенская область), ВДК (Воронежская область).
В лидерах по потребительским качествам практически нет ни одного крупного (по объемам) застройщика, так как они строят очень много и ряд их проектов ориентирован на обеспечение доступности жилья, при этом теряют баллы по методологии оценки комфортности, хотя у всех крупных застройщиков есть флагманские проекты. Здесь первые места занимают те, у кого каждый из проектов имеет высокий уровень комфортности.
Топ застройщиков по потребительским качествам новостроек, ноябрь 2020 года
Место
Застройщик
Регион
Средняя оценка ЕРЗ
Строится, кв.м
1
«Брусника»
Свердловская область
97,68
592 625
2
ИСГ «Мармакс»
Рязанская область
94,64
45 821
3
СК «ЛЕГИОН»
Челябинская область
93,68
248 686
4
LEGENDA Intelligent Development
Санкт-Петербург
91,39
210 553
5
ГК «Первый Трест»
Республика Башкортостан
90,73 3
518 907
6
ГК «Стрижи»
Новосибирская область
90,32
96 848
7
«Донстрой»
Москва
88,94
533 338
8
«Орсо групп»
Пермский край
86,49
51 905
9
СХ ТЕРМОДОМ
Пензенская область
83,76
130 594
10
ВДК
Воронежская область
83,04
139 584
Таблица ЕРЗ
Как считали
Ранжирование новостроек по потребительским качествам — это важный ориентир для покупателя, оно позволяет оценить одновременно более 100 важнейших параметров, каждый из которых имеет свое значение в создании комфортной среды проживания.
Минстроем России разработан пятитомный «Стандарт комплексного развития территорий». В нем содержится большое количество параметров, определяющих комфортность жилья, многие из этих параметров включены в рейтинг. ЕРЗ оценивает все новостройки России более чем по 100 параметрам. Это позволило рассчитать уровень комфорта, который имеется в том или ином проекте, в баллах. Рейтинг по качеству оценивает все проекты девелоперов и дает средневзвешенный уровень комфорта новостроек каждого застройщика.
Расчет рейтинга публичный. Каждый может не только увидеть итоговую оценку новостройки в баллах, но и посмотреть, из чего складывается такая оценка. Более того, есть возможность произвести сравнение выбранных новостроек по всем параметрам. Это повышает доверие к рейтингу.
ЕРЗ приглашает застройщиков к партнерству в этом проекте, которое включает в себя в том числе регулярную сверку по всем параметрам оценки новостроек. В настоящее время идет совершенствование методологии. Предложения поступают от застройщиков, каждое из них рассматривается, проводится голосование. Сейчас составлением рейтингов занимаются 200 маркетологов от 130 застройщиков из большинства регионов России.
Что дают рейтинги застройщикам и покупателям
Наиболее важной для девелоперов считается статистика по количеству сделок и объему выручки. Прежде всего, различные рейтинги предоставляют актуальную аналитику на высококонкурентном рынке, позволяют понять тенденции в отрасли, определить конкурентов, а также сопоставить ценовую и продуктовую политику девелопера с его местом в рейтинге по объему продаж или предложения, говорит совладелец «Группы Родина» Владимир Щекин. По его словам, все это дает определенную пищу для размышлений в стратегическом плане.
Фото: «Брусника»
«Отраслевые рейтинги для застройщиков — это инструмент объективной оценки собственных достижений и профессиональных успехов конкурентов, возможность продемонстрировать динамику бизнеса отраслевому сообществу и потенциальным покупателям недвижимости», — говорит директор по коммуникациям и PR Группы «Эталон» Динара Лизунова. По ее словам, это одна из составляющих репутации застройщика, которая по-прежнему остается в числе основных вопросов, которыми задается потенциальный покупатель недвижимости, выбирая объект на рынке.
Вопрос о рейтингах неоднозначен. В теории это отличный индикатор состояния отрасли, инструмент, позволяющий сравнивать себя с конкурентами, принимать управленческие решения, регулировать маркетинговые активности. Сегодня рейтингов, дающих адекватную оценку проектам жилья, крайне мало, ключевые проблемы две — недоработки методик и сохраняющаяся закрытость строительного рынка, заставляющая исследователей руководствоваться в большей степени экспертными оценками, отмечают в пресс-службе компании «Брусника».
«Самыми ценными сегодня являются исследования и рейтинги, пытающиеся оценить качественные характеристики объектов или погрузиться в более глубокий анализ компаний. Из показателей ввода, выручки или средней стоимости жилья содержательных выводов не сделать. Одной из важных вех в рейтинговой истории нам кажется инициатива ЕРЗ сформировать рейтинг девелоперов по потребительским качествам объектов. Это попытка систематизировать рынок, выработать общие критерии качества», — считают в компании «Брусника».
Кирилл Холопик, руководитель портала ЕРЗ.РФ:
— В момент покупки новостройки не каждый обращает внимание на то, что со временем машину будет негде припарковать. Социальная инфраструктура, дворовое пространство, объекты массового спорта, входные группы, подъезды, лифты — все это очень важно. Большинство покупателей начинают видеть реальные характеристики новостройки во всем их многообразии только после заселения. Но к этому моменту уже поздно, покупка сделана. Рейтинг новостроек помогает правильно оценить новостройку до ее покупки.
Ранжирование застройщиков по потребительским качествам позволяет выделить тех, которые создают комфортую среду проживания во всех своих проектах, а не только во флагманских. Такие застройщики являются лидерами моды, указывают направление, куда должна двигаться архитектурная и инженерная мысль при жилищном строительстве. Это очень важно для обмена опытом между профессиональными участниками рынка. Ведь даже в сегменте массового и самого дешевого жилья всегда есть возможность что-то существенно улучшить без повышения стоимости.
«Покупатель напрямую не принимает решение в пользу того или иного объекта, руководствуясь только рейтингом. Да и далеко не все на этот показатель смотрят. Однако при совокупности иных факторов сильная позиция в рейтинге также может добавить определенный вес застройщику, поскольку говорит о его масштабности, надежности и финансовой устойчивости бизнеса», — считает коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина.
Первостепенное значение в рейтингах имеет подход к составлению рейтинга, прозрачные параметры оценки, авторитетность составителя. «Если при изучении была произведена интересная оценка качества проекта, в результате чего застройщик может сравнить себя с конкурентами и открыть возможности улучшения своего комплекса, такой рейтинг, безусловно, заслуживает внимания, особенно если принципы оценки известны и открыты для аудитории», — отметил генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции» Алексей Перлин.
Фото: «Брусника»
Автор
Сергей Велесевич