Многопрофильность бизнеса — залог стабильности в 2020 году
В 2020 году в Москве завершился последний этап строительства городского квартала проекта «ВТБ Арена парк». В него входят офисные здания, жилые апартаменты бизнес-класса, корпус апартаментов премиум-класса с отделкой, а также отель международной сети «Хаятт Ридженси Москва Петровский парк 5*». Доминантой проекта является спортивно-развлекательный комплекс «ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо», на первом этаже которого расположен торговый центр «Арена Плаза», и утопающий в зелени парк физкультуры и спорта «Динамо».
Как развивать такой большой проект в центре Москвы в условиях 2020 года — об этом в интервью рассказал генеральный директор УК «Динамо» Андрей Лунтовский.
— 2020 год стал абсолютным форс-мажором для многих видов бизнеса. Как его переживает такой многофункциональный кластер, как «ВТБ Арена парк», где есть и гостиничная, и офисная, и апартаментная составляющие? А еще и спорт, и торговый центр. Какие секторы в проекте пострадали больше, а какие — меньше?
— К сожалению, с конца марта на «ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» все концерты, хоккейные и футбольные матчи были отменены или перенесены на другую дату по решению организатора в соответствии с распоряжением мэра Москвы о запрете на проведение массовых мероприятий.
В данных условиях был принят ряд мер для обеспечения бесперебойной работы как комплекса, так и всего проекта «ВТБ Арена парк». Все объекты были переведены в формат максимальной экономии, остановлены строительство и работа торгового центра.
К счастью, четкое перераспределение ресурсов позволило минимизировать урон от сложившейся ситуации и сохранить весь штат сотрудников. В кратчайшие сроки мы смогли безболезненно адаптироваться к новым реалиям, и уже через несколько дней коммерческий отдел компании проводил переговоры, организовывал показы апартаментов и заключал сделки онлайн. Несмотря на удаленный формат работы, продажа недвижимости не прекращалась, сотрудники продолжали общение с клиентами и партнерами, а также шла проработка новых проектов, таких как программа лояльности и усовершенствование билетной системы.
В том числе вынужденная пауза в расписании мероприятий позволила провести заранее большинство профилактических работ: тестирование акустического и визуального оборудования, проверку системы безопасности и логистической структуры всего объекта. На футбольном поле агрономические службы смогли более тщательно подготовить поле к возобновлению футбольного сезона, а на хоккейной арене было проведено размораживание льда для дальнейшего проведения регламентных работ бетонного основания.
Уже в конце июня, благодаря возвращению футбола со зрителями на стадионы в рамках турнира РПЛ, на «ВТБ Арене» были проведены все ранее запланированные матчи, что позволило улучшить финансовые показатели. В том числе возобновилась работа торгового центра «Арена Плаза», и уже в сентябре трафик посетителей был сопоставим с показателями «доковидного» февраля.
Если говорить о самых уязвимых аспектах нашей деятельности в тот период, то в большей степени от сложившейся ситуации пострадала концертная индустрия, которая до сих пор не восстановлена и, по нашим прогнозам, сможет оправиться от нанесенного урона не ранее 2023 года.
В данный момент главными ресурсами для следования основной бизнес-модели являются спортивные мероприятия (хоккей, футбол, бокс, регби) и торговый центр, где тщательно контролируется социальная дистанция и обеспечиваются все меры по профилактике коронавируса.
— Вообще, говорят, что многофункциональность — примета 2020-х. Это касается и архитектуры, и девелопмента, и вопросов урбанистики и градостроительства. Проект «ВТБ Арена парк» предугадал современный тренд. Скажите, удается на этой волне еще и получить выгоду?
— Изначально проект задумывался как многофункциональный, и правильность выбранной стратегии проверяется умением адаптироваться к различным ситуациям, особенно сейчас, в такое непростое время.
Многофункциональность — это мировой тренд последнего десятилетия, когда недвижимость выступает как концепция стиля жизни, позволяющего рядом с работой и домом наслаждаться окружающей инфраструктурой. Наш проект опередил модное направление, и сейчас «ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» является единственным в России комплексом, под одной крышей которого объединены несколько функций. Мы в полной мере используем все заложенные возможности, что позволило без больших потерь пережить ситуацию с коронавирусом.
Отличительной особенностью нашего комплекса является гибкость и мобильность. Технологии арены позволяют не ограничиваться только одним видом спорта, поэтому, если случается перерыв в хоккейном турнире, на ледовой площадке мы проводим бои, баскетбольные матчи и концерты, а во время паузы в футбольном чемпионате поле стадиона «Динамо» адаптируется под регби. Благодаря слаженной команде в один день мы можем провести два матча международного уровня, а через 12 часов организовать концерт или иное событие.
За последний год проект «ВТБ Арена парк» стал визитной карточкой Москвы наряду с важнейшими градообразующими объектами. Мы находимся в процессе постоянного развития, стараемся удовлетворять все потребности наших клиентов: будь то житель апартаментов, арендатор, просто посетитель парка или торгового центра. Помимо этого, мы вносим большой вклад в социальное развитие района, возрождаем культуру здорового образа жизни и спорта, что немаловажно.
— Многофункциональность «ВТБ Арена парк» можно сравнить с другими похожими проектами (спорт + жизнь + бизнес) в мировых столицах? Они одинаково развиваются? Или у нас есть российская специфика?
— Мы имеем ряд отличительных особенностей, которые выделяют «ВТБ Арена парк» среди похожих проектов, например, медиафасад, созданный по индивидуальному проекту, или необычный архитектурный ансамбль жилого квартала, который совмещает в себе историческую основу и современные детали.
В мировой практике строительство стадиона отделено от насыщенного жилого сектора и центра города. В нашем случае мы совместили целый ряд функций коммерческой недвижимости со спортом. Уникальность проекта заключается в удобном расположении рядом с центром, насыщенной инфраструктуре (спортивно-развлекательный комплекс с двумя абсолютно разными по эксплуатации аренами, торговый центр, отдельная многофункциональная площадка «Академия», жилой комплекс, офисы и т. д.), а также в наличии обширной территории в 32 гектара, на которой жилая и коммерческая недвижимость удобно отделены живописным парком «Динамо» от спортивной составляющей. Это позволяет избежать проблем по логистике и обеспечить некую приватность для наших жильцов и арендаторов.
— Стадион стал драйвером для вашего проекта? Он генерирует спрос на недвижимость?
— Да, «ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» является основой проекта. Вся концепция «ВТБ Арена парк» строится на специфике спорта и его влиянии на обычную жизнь. Мы стремимся привить жителям любовь к активному отдыху, разнообразному времяпрепровождению. Стадион обеспечивает весь набор необходимого досуга как для детей, так и для взрослых (посещение матчей, концертов, прогулки в парке, занятия в секциях). Такое уникальное предложение сейчас невозможно найти на рынке недвижимости.
— По нашей информации, вы недавно ввели в эксплуатацию новое офисное пространство. Как сейчас, в это непростое время, планируете его сдавать на фоне того, что многие отказываются от помещений и переходят на удаленный формат работы?
— Прежде всего, стоит учитывать наш опыт в успешной реализации первых трех офисных объектов проекта. Данное здание меньше предыдущих и благодаря своей компактности в планировке будет востребовано на рынке. Особенно это актуально для крупных корпораций, которые за счет сокращения штата в офисах и перевода большинства сотрудников на удаленный формат заинтересованы в аренде именно таких небольших площадей.
Важное значение имеет многогранность нашего проекта, по которой нас рассматривают не только как офисное пространство, но и как возможность внедрения определенной корпоративной культуры, связанной со спортом, арендой лож, размещением на медиафасаде и другими бонусами для наших арендаторов, проживанием сотрудников апартаментов или гостей в отеле «Хаятт».
Большим плюсом, отличающим нас от конкурентов, является расположение в экологически благоприятном столичном округе с хорошей транспортной доступностью, обеспеченной удобными заездами с Ленинградского проспекта и ТТК, рядом со станциями метро «Динамо» и «Петровский парк», в пяти минутах езды до исторического центра города. Прямое сообщение с ММДЦ «Москва-Сити» благодаря появлению год назад первого сегмента Третьего пересадочного контура, сразу две станции метро в пешей доступности привлекут в новое офисное здание операторов гибких пространств.
— Апартаменты — насколько этот формат оказался востребованным в проекте? Покупают ли их люди, ориентированные на стадион и спорт, как это задумывалось в начале реализации «ВТБ Арена парк»?
— Есть небольшой процент тех, кому интересна специфика спорта: определенная команда или вид, но большую роль при покупке все-таки играют удобное расположение и развитая инфраструктура проекта. Многие используют наш объект как своего рода инвестицию, что интересно для бизнесменов. Покупатели делают выбор в пользу именно наших апартаментов, потому что в них жильцы получают максимум услуг высшего уровня для всех сфер жизни и возможность использования всех объектов инфраструктуры. Таким образом, на данный момент апартаменты «ВТБ Арена парк» являются беспрецедентным предложением на рынке жилья, аналогов которому в России не существует.
— Как развивается торговая составляющая проекта — ТЦ «Арена Плаза» и стрит-ретейл?
— Центром данного сегмента нашего проекта является торговый центр «Арена Плаза». Для арендаторов мы предоставляем очень привлекательные условия на аренду площадей, в перспективе планируется большое количество мероприятий и специальных условий для посетителей.
Следуя за мировыми тенденциями, мы развиваем ТЦ «Арена Плаза» в сторону целевой покупки спортивной профессиональной экипировки. Учитывая нахождение вблизи от объекта Финансового университета, офисов, стараемся предложить отличные места, где можно быстро и недорого перекусить или пообщаться с друзьями/коллегами. Также, учитывая потребности жителей района, стремимся сделать наш торговый центр спортивным, удобным и безопасным. Кроме торговой, предлагаем развлекательную и даже образовательную функции.
Что касается стрит-ретейла, объекты очень востребованы среди инвесторов. Все помещения первых этажей городского квартала — дополнительная инфраструктура проекта «ВТБ Арена парк», которая рассчитана, в первую очередь, на наших жильцов и арендаторов бизнес-центра. Она формируется по принципу необходимых услуг в шаговой доступности. Здесь вы можете найти салоны красоты, кондитерские, лаундж-зоны и многое другое, что делает проживание и работу в наших зданиях комфортнее и приятнее.
— Существует ли стратегия управления проектом? В чем она заключается? Как планируете его развивать после окончательной сдачи в эксплуатацию?
— Безусловно, у нас есть стратегия управления проектом, которая имеет долгосрочную перспективу и корректируется на краткосрочные периоды в зависимости от условий и факторов внешней среды, влияющих на нас в тот или иной период времени. Наша цель в том, чтобы «ВТБ Арена парк» стал одним из самых живописных и привлекательных мест в городе для жителей и гостей столицы всех возрастных и социальных групп. Наша главная миссия — создание комфортной среды и обеспечение всех условий для развития и улучшения уровня жизни жителей города и воспитание здорового поколения.
У нас грандиозные планы по развитию проекта «ВТБ Арена парк». После снятия ограничений мы намерены сделать упор на событийную составляющую проекта, как спортивную, так и развлекательную. В перспективе — открытие новой многофункциональной площадки «Академия», которая позволит проводить различные форматы мероприятий. Также мы продолжим развивать инфраструктуру парка, наполнять его новыми объектами. И конечно, в планах — дальнейшее развитие ТЦ «Арена Плаза» и БЦ «Арена Парк».
— Сегодня вокруг пересечения Ленинградского проспекта с ТТК формируется район, где на ограниченной территории возводятся сразу несколько новостроек различных форматов и классов. Через какое-то время Ленинградский проспект, продолжение Тверской улицы, здесь будет не узнать. Скажите, каким вы видите роль «ВТБ Арена парк» в этом кусочке Москвы в будущем?
— Наш проект направлен на сохранение исторической составляющей района. «ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» — один из главных спортивных центров Москвы. На протяжении почти 100 лет здесь проходят самые значимые соревнования, работают школы по подготовке профессиональных атлетов, организуются активности для любителей здорового образа жизни.
Стадион соседствует с историческим парком физкультуры и спорта «Динамо». В современном лесопарке восстановлена дорожно-тропиночная сеть, создана историческая фонтанная аллея с цветочным оформлением — точная копия фонтанов середины 30-х годов XX века, уложены покрытия паркового типа. В том числе в парке имеются детская зона со всем необходимым для активных игр, городошная площадка, зона для занятий воркаутом и беговые дорожки.
Новый проект «ВТБ Арена парк» может придать дополнительный стимул для дальнейшей трансформации и улучшения деловой активности в районе.
Мы создали идеальное место для жизни современной семьи со всеми удобствами и инфраструктурой.
Автор
Игнат Бушухин