Мать-математика
Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США.
Сирина по национальности индианка, то есть коренная американка. Ее родители нигде никогда не работали, зато постоянно обсуждали, что в старину «белые пришельцы» отобрали землю и превратили коренных жителей в изгнанников.
Фото Винит Виспуте на Unsplash
Конечно, так оно и было, но случилась эта трагедия 200-300 лет назад. А современные индейцы имеют возможность не работать и получать пособие, позволяющее жить. К сожалению, многие пользуются такой возможностью в полной мере. Сирина привыкла жить, не работая, не учась, праздно проводя все свое время — так же, как все в ее окружении.
Но в глубине ее души жил талант художника. Сирина не могла не рисовать. В процессе рисования она испытывала максимальное удовольствие, несмотря на то что рисовала плохо — ведь рисование, как и всякая творческая деятельность, требует упорства и трудолюбия. А чтобы создать произведение искусства приходится приложить немало усилий. К этому она оказалась неспособна и рисовала, как в детстве.
Мы встретились с Сириной в школе для трудных учеников, когда ей исполнилось двадцать лет. По индейским меркам — взрослая девушка. Да и по любым другим национальным представлениям — уже самостоятельный человек.
Ее рисунки мало кого привлекали. В семье этому не уделяли внимания совсем. В художественную школу Сирину не приняли, потому что она не смогла до конца выполнить экзаменационное задание, потому что …уснула на середине испытания.
Плановые занятия арифметикой или алгеброй не приносили никаких результатов — знания по моему предмету оставались близкими к нулевым. Учить Сирину премудростям математики не удавалось, поскольку девочка быстро засыпала уже вначале объяснения и никакие методы не выводили ее из этого привычного для нее состояния.
Продуктивный метод пришел мне в голову, как бывает в педагогическом творчестве, совершенно неожиданно. Однажды я увидел, как Сирина старательно выводит линии своего рисунка, но у нее никак не получается сделать это симметрично.
Так мы начали заниматься художественной геометрией и стереометрией. Она рисовала на уроках математики по моим заданиям природу, животных, национальный орнамент, применяя при этом правила, постулаты и законы геометрии.
Моя ученица вдруг с изумлением обнаружила, что соблюдение правил математики, помогает ей испытать удовольствие от творчества. Постепенный успех привел к тому, что Сирина тщательным образом приступила к изучению геометрии и стереометрии — они помогали ей сделать лучший рисунок или орнамент. Потом на основании этих работ мы делали вычисления с помощью арифметики и алгебры.
В результате школьный курс математики Сирина усвоила быстро. Не могу сказать, что она прекрасно все помнила, но применять на практике могла великолепно. А главное — рисовать стала намного лучше.
Но самый потрясающий результат был в том, что Сирина стала трудиться с удовольствием. Ей понравилось просиживать над рисунком часами, выправлять линии, измерять, вычислять и вновь рисовать.
Успех первой ее персональной выставки превзошел все ожидания. Одна из лучших ее картин называлась «Моя мать-математика».