Моя «пара строк» об аттестации педагогов

В этих условиях в Минпросвещения разрабатывается новая методика аттестации педагогических кадров, и перед тем, как выдвигать какие-то свои предложения, нужно постараться понять причины и цели той или иной позиции ведомства и профессионального сообщества. И не идеализировать ни то, ни другое.

Качество подготовки педагогов, их мотивация к работе с детьми, а главное, личностное развитие сильно снизились в последние годы. Это связано и с заработными платами, и с падением престижности профессии, оттоком в другие отрасли способных и развитых людей и другими факторами…

Как противодействует этому Минпрос? Пытается придумать стимулирующие механизмы оплаты труда, установить фильтрующие драконовские меры по аттестации.

Добровольность не может быть обеспечена, поскольку число аттестовавшихся педагогов непременно войдет в планы работы школ, в KPI администраторов, поэтому на аттестацию «угодных» педагогов будет толкать администрация, а неугодных — «не пущать» на нее.

Независимость: тоже не вытанцовывается. Зарплаты платит не некая независимая организация, распорядители бюджета захотят оставить за собой контроль над аттестацией и тратами финансов.

Самостоятельность — это оборотная сторона независимости и добровольности, так что с ней также не выходит.

Открытость — тоже не получится это у нас. Потому что есть множество педагогов откровенно слабых, но блатных, продвигаемых администрациями разных уровней не по профессиональным качествам, а по личной преданности или родству. Вот, недавно МГУ зачислил на бюджет с недостатком баллов ЕГЭ (почти 100) полную тезку и однофамилицу дочери небезызвестного Игоря Шувалова. А когда СМИ обнаружили это, их же заставили извиняться. Вот вам и открытость.

В условиях отсутствия открытости и независимости нельзя ожидать доверия.

Я считаю, что адекватные процедуры аттестации могут быть установлены на основе оценки продуктов работы учителя (публикуемых в открытом доступе) и отзывов о его работе со стороны родителей детей из классов учителя, при участии в аттестации независимых профсоюзов, типа профсоюза «Учитель».

В аттестации должны участвовать члены независимого профсоюза из других образовательных учреждений, как среднего, так и высшего образования (университетов, педвузов). Учитель должен представить для аттестации рефераты по своему предмету, методике обучения предмету и провести открытое занятие (не обязательно урок) — семинар, лекцию, деловую игру, экскурсию… Пусть запись также будет доступна в интернете.

Об авторе: Александр Могилев, доктор педагогических наук, профессор, директор частной школы «Алиса».

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть