Детские концерты во взрослой филармонии
В этой статье расскажем, как классическая музыка влияет на детей и какие концерты стоит посетить в филармонии.
Вам знакомо волшебное чувство влюбленности? Когда хочется смеяться и делать счастливыми всех вокруг? Просто так, без причины, потому что вам очень хорошо… А вы знаете, что классическая музыка способна вызвать подобные чувства? После встреч с нею точно так же вырастают крылья, а окружающий мир становится глубже и прекраснее. Есть только маленькое «но» — к ней надо прийти, и первые шаги лучше сделать в детском возрасте.
«Взрослая» филармония много внимания уделяет детским абонементам — в ней работают такие же мамы и папы, которые хотят дать своим детям лучшее. Используя свои уникальные возможности, филармония очевидными или совершенно невероятными путями ведет маленьких слушателей в большой музыкальный мир.
Конечно, чувство прекрасного можно воспитать и в театре, и в картинной галерее, но там не будет восхитительного акустического зала, двух оркестров из почти 200 музыкантов, дворца-органа в четыре филармонических этажа и волшебства рождения звука, мелодии, музыки, которая живет ровно столько, сколько длится концерт. Каждый раз, когда музыкант прикасается к инструменту, рождается новое произведение, пусть и известное всем и каждому.
Но детям совсем не обязательно знать все то, что думают о музыке взрослые, и филармония готова настроиться для них на детскую волну. Вот почему в Большом концертном зале появляются ростовые куклы, гремит гром и сверкает молния, звучат музыкальные сказки и постоянно происходят какие-то чудеса. Не верите? Рассказываем!
Громом и молнией — совсем не по-филармонически встретила взрослая филармония своих маленьких гостей. 23 сентября в ее нарядном зале прошли первые концерты главных детских абонементов «Музыкальная азбука» и «Музыкальная энциклопедия».
На них выросло не одно поколение людей, любящих классическую музыку, но это не значит, что нынешним детям любовь к искусству прививают так же, как полсотни лет назад. От исторических детских абонементов современной филармонии остались, разве что, одни названия, да и то, лишь как ориентир для родителей. Все остальное — формат и наполнение — изменилось кардинально!
В «Музыкальной азбуке», как буквы в алфавите, представлены инструменты симфонического оркестра. Как? Как интерактивные экспонаты музея, которые оживают по желанию «ведущего» Попугая и по «заклинанию» закулисного Гласа. Со скрипочкой на сцене вдруг появляется маленький Моцарт, а девочка-фея порхает пальчиками по струнам бабочки-арфы. Самые достойные ученики музыкального колледжа виртуозно выводят знакомые мелодии: кто на арфе, кто на кларнете, вызывая восхищение и взрыв аплодисментов зала. Но самые восторженные овации срывают, конечно, профессионалы — музыканты Уральского молодежного оркестра. Электронное звучание «строгой» виолончели и образ играющей на ней барышни-пиратки притягательны настолько, что обязательный антракт кажется лишним. Но это только на первый взгляд.
Приятно провести время с божественным эклером в буфете или за пищей духовной — на художественной выставке, размещенной здесь же, на подступах к залу. Однако третий звонок возвращает гостей филармонии на места.
Во всех детских абонементах «на сладкое» обещают сказку. Ее не может не быть! Сказочный «номер один» для всех поколений меломанов — знаменитый прокофьевский «Петя и волк», в котором уже знакомые по музею инструменты, играют, как настоящие актеры!
Наконец, на сцене — симфонический оркестр! Прекрасные головки оркестрантов украшают популярные нынче «звериные шапочки». Но взгляды публики притягивают не они, а дерево, медь и серебро, в которые одеты оживающие в руках музыкантов инструменты. На глазах они перевоплощаются в сказочных персонажей и оркестровый «Петя и волк» проходит на «ура!».
«Музыкальная энциклопедия» преследует иные задачи. Важен не только сам предмет, но и контекст, в который он помещен. А потому — долой скучные описания и да здравствуют живописные музыкальные образы! Сцена — не сцена, а большой музыкальный Екатеринбург, по которому приятно прогуляться в любое время года. Летом — встретить утро под музыку Грига, зимой — оказаться на «Волшебном озере» в Харитоновском парке, осенью прогуляться вдоль Дунай-Исети и когда угодно под «Цирковую польку» оказаться в Цирке, где обожает бывать вся детвора. И только к аплодисментам «вернуться» в филармонический зал, чтобы громко благодарить музыкантов, от души отбивая ладоши.
Если вас интересует информация о других концертах по детским абонементам, перейдите по ссылке и ознакомьтесь с репертуаром.
Фото предоставлено Свердловской государственной академической филармонией.