Отставание в развитии: как помочь ребёнку?
Чтобы вовремя отреагировать на сигналы, при помощи которых малыш расскажет о своём состоянии, маме нужно знать, к чему стоит присмотреться, и быть внимательной к своему малышу.
После рождения малыш постепенно познает окружающий мир и овладевает навыками: учится сидеть, ходить, говорить и многими другими. Все эти процессы контролирует центральная нервная система: головной и спинной мозг.
К сожалению, под воздействием неблагоприятных факторов клетки центральной нервной системы могут повреждаться:
* Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период беременности или родов.
* Гидроцефалия — накопление жидкости в головном мозге.
* Травма спинного и/или головного мозга во время родов.
* Нарушение тонуса сосудов, питающих головной мозг.
* Черепно-мозговые травмы.
* Перенесенные инфекционные заболевания — например, менингит (воспаление оболочек головного и спинного мозга).
В чём опасность и когда бить тревогу?
Допустимы небольшие отклонения в развитии ребёнка от общепринятых норм. Однако в некоторых ситуациях не обойтись без поддержки специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии.
Нарушение речевого развития
Для каждого из нас речь имеет огромное значение: на протяжении всей жизни мы отдаем и получаем информацию, овладеваем новыми навыками и знаниями.
Что же происходит при задержке или расстройстве становления речи? Ребёнок трудно поддается обучению и воспитанию, у него нарушается формирование интеллекта и общее развитие.
Критический период — возраст до шести лет.
Интересный и доказанный факт
«Дети джунглей», возвращённые в общество, с трудом осваивают язык и контактируют с окружающими, не достигают нормального умственного развития.
Когда имеются поводы для беспокойства:
— В возрасте от двух до четырех месяцев малютка не гулит.
— С шести и до одиннадцати месяцев жизни малыш не выговаривает слоги.
— В годовалом возрасте кроха произносит менее трёх простых слов — например, «мама», «баба», «дай».
— В 2-2,5 года ребёнок не выговаривает осмысленные простые фразы: «мама ушла», «мишка бух» и другие.
— В три года малыш понимает обращённую к нему речь, но не разговаривает. Общаясь с окружающими, говорит на «своём языке», мычит или использует жесты. Складывается впечатление, что он «не хочет» говорить.
— Ребёнок не разговаривает и не понимает, обращённую к нему речь.
— Развитие речи останавливается на определённом этапе — например, у трёхлетнего крохи словарный запас соответствует годовалому возрасту.
— Малыш в четыре-пять лет говорит не отчётливо, картавит, шепелявит или гнусавит.
— Дошкольник или школьник во время чтения переставляет местами слова, попускает или добавляет буквы/слоги.
— Нарушена письменная речь: ребёнок пишет мимо строк, добавляет, пропускает, переставляет местами или не дописывает слоги/буквы.
— Изменения в письменной речи возникают после черепно-мозговой травмы.
— Ребёнок медленно или быстро говорит, заикается, заменяет или искажает произношение звуков (наиболее часто смягчает).
Нарушение двигательного развития
— Повышается либо понижается тонус мышц.
— Ограничивается объём и снижается сила движений.
При таких изменениях малыш может позже удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно сидеть или ходить.
Нарушение психического развития
Ребёнок плохо запоминает информацию, рассеян, заторможен или излишне активен, разговаривает не связанно, эмоционально неустойчив, имеет небольшой словарный запас.
Аутизм или аутистическое поведение
Расстройства возникают до трёхлетнего возраста:
* Нарушено речевое развитие: изменена интонация и ритм речи, во время разговора ребёнок использует жесты и/или меняет выражение лица.
* Затруднено общение с окружающими: малыш предпочитает одиночество или расторможен.
* Изменено поведение: ребёнок погружен в свой мир, у него ограничены интересы (выбирает одну игрушку или передачу) либо повторяются действия (раскачивает двери, пересыпает песок). Вмешательство в привычную жизнь может вызвать у малыша приступ агрессии или отчаяния.
Если вы заметили у своего ребёнка тревожные симптомы, своевременно обращайтесь за помощью к специалистам. Чем раньше начинается лечение этих состояний, тем выше шансы на успех!
Микротоковая рефлексотерапия — одна из существующих методик для комплексного решения проблем
Это воздействие сверхмалыми электрическими импульсами (они сродни естественным микротокам, на которых между собой «разговаривают» зоны головного мозга при нормальной работе) на речевые зоны головного мозга. Используется для восстановительного лечения детей с задержками развития и поражениями центральной нервной системы.
Микротоковая рефлексотерапия: ожидаемые результаты лечения
Оказывает положительное влияние на течение многих процессов.
При задержке или нарушении речевого развития:
- Улучшается понимание обращённой речи.
- Расширяется словарный запас, появляются фразы и/или сложные предложения.
При перинатальном поражении центральной нервной системы и детском церебральном параличе:
- Улучшается речевое развитие.
- Понижается тонус мышц и в дальнейшем не возвращается.
- Повышается двигательная активность.
- Лучше осваиваются двигательные навыки: способность самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить и другие.
При повышенном внутричерепном давлении:
- Уменьшаются или устраняются головные боли.
- Улучшается память, сон и концентрация внимания.
- Истерические проявления становятся менее выраженными либо вовсе исчезают.
- Дошкольники и школьники легче усваивают программу обучения.
При проявлениях аутизма:
- Улучшается развитие речи и расширяется словарный запас.
- Уменьшаются проявления агрессии, расторможенности или погруженности в свой мир.
- Ребенок лучше идет на контакт с окружающими, постепенно приобретает бытовые, игровые и гигиенические навыки.
Методика хорошо сочетается с лекарственными препаратами, логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, тейпированием артикуляционной мускулатуры, занятиями с дефектологом или логопедом, линейным массажем с элементами лечебной физкультуры.
Где можно получить помощь?
Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр».
В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.
Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.
Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.
Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.
Услуга доступна в Екатеринбурге
Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:
г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50
Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602
Веб-ресурс: www.reacenter.ru