Снова в школу: формируем правильные установки
Каждое 1 сентября порождает волнения, переживания, страхи и надежды. Новый чистый дневник хочется наполнять только хорошими оценками. Однако проходит совсем немного времени, и старые школьные проблемы переходят в новый учебный год.
Можно ли в новом учебном году забыть о старых проблемах? Можно, если формировать правильные установки на учебную деятельность. Предлагаю с этим разобраться.
Ответственность
С каждым годом ребенок становится старше и опытнее. Ситуацию взрослости мы определяем фразами:
-
«Ты уже не дошкольник – ты ученик»;
-
«В первом классе ты мог себя так вести, а во втором уже нельзя»;
-
«С этого года уже ставят оценки, поэтому нужно быть серьезным»;
-
«Ты уже не младший школьник, а пятиклассник»;
-
«В этом году ты оканчиваешь девять классов».
Подобных фраз множество. Однако стоит признать, что подобные призывы непродуктивны, так как не несут в себе практических направлений, а играют роль нотаций.
Установки ответственности должны иметь практический характер, то есть нужно обязательно указывать на степень повышения ответственности при изменении ученического статуса.
Установка на возраст |
Установка на ответственность |
---|---|
Ты уже не дошкольник – ты ученик… |
Главное теперь учеба, поэтому игры не должны мешать и отвлекать от нее. |
В первом классе ты мог себя так вести, а во втором уже нельзя… |
Теперь ты четко знаешь школьные правила, привык к учителю и одноклассникам, а значит, ничто не должно тебя отвлекать от учебы. |
С этого года уже ставят оценки, поэтому нужно быть серьезным… |
Оценки покажут то, как ты относишься к своей учебе, поэтому за них нужно будет отвечать. |
Ты уже не младший школьник, а пятиклассник… |
Начинается изучение новых школьных предметов, которые будут нужны для выбора твоего будущего. |
В этом году ты оканчиваешь девять классов… |
От результатов экзаменов зависит твое будущее, поэтому нужно тщательно продумать их выбор и с первых дней начать подготовку. |
Ответственность нужно определять конкретно. Каждая плохая оценка должна иметь объяснение с указанием решения проблемы:
– Я плохо понял эту тему.
– Значит, нужно изучить эту ему еще раз.
– Я не выполнил домашнее задание, потому что забыл.
– Значит, каждый день мы будем проверять правильность записи заданий в дневник.
– Я плохо сделал домашнее задание, потому что устал на тренировке.
– Значит, мы пересмотрим расписание тренировок и будем делать уроки до тренировок.
Ответственность – это установка, которую нельзя отменить или перенести по причине каких-то обстоятельств. Ответственность – это то, что есть всегда.
Самостоятельность
Интернет пестрит постами, в которых комментируется ситуация с современным обучением в школе, где основная нагрузка ложится на родителей. Процесс обучения заменяется преподаванием. Не хочется обижать педагогов, но, к сожалению, многие (не все!) учителя снимают с себя ответственность за знания и навыки ребенка.
Но если переделать школьную систему невозможно, то вполне можно заняться вопросом выполнения домашних заданий, делая акцент на самостоятельности.
Главная установка: «Ты должен делать домашние задания сам. Если у тебя будут сложности – я тебе помогу».
А теперь, уважаемые родители, самое сложное. Не нужно сидеть с детьми, читать им задания, делать за них часть работы. Нужно дать возможность ребенку делать работу самому, напоминая ему об ответственности.
Типичная ситуация:
Мама приходит с работы в восемь вечера. Сын еще не делал математику – ждал маму.
– Почему ты не делал уроки?
– Я не смог решить задачу, она трудная. У нас никто не смог решить, я всем звонил.
Дальше может быть два варианта развития сценария:
-
Родитель решает задачу, объясняет ребенку решение, а тот переписывает в тетрадь.
-
Мама спрашивает условия, известные и неизвестные данные, а в дальнейшем с учетом темы урока определяется направление действий, и ребенок решает задачу сам.
В случае с первым вариантом часто оказывается, что ребенок не может повторить задание, и несложно догадаться, что это означает. Но именно второй вариант даст ребенку возможность понять принцип решения задачи.
Ребенок обязательно должен делать уроки самостоятельно. Если он делает ошибки и объем заданий небольшой, заставляйте его выполнять задание на черновике, а после проверки переписывать. Правда, делать это нужно после того, как уже отмечено плохое выполнение домашнего задания. За свою работу ребенок должен отвечать сам.
Ежегодно расширяются границы самостоятельности, не связанные с учебной деятельностью: путь в школу и обратно, посещение занятий дополнительного образования, прогулки с собакой, уборка квартиры и многое другое. Расширение зоны самостоятельности и ответственности должны быть постепенными, при этом дополнительные поручения не должны стать для детей помехой в учебной деятельности.
Поддержка
Не думаю, что можно найти человека, у которого не было бы школьных проблем. В эту объемную категорию входят конфликты с одноклассниками, учителями, проблемы обучения. Далеко не всегда все проходит гладко. Детский коллектив жесток по своей сути, так как не способен на эмпатию. При этом по отдельности дети могут сопереживать, а общий детский коллектив – нет. Возможности посмеяться над незадачливым учеником не упускают и некоторые учителя: это разряжает напряженность в детском коллективе. А как чувствует себя объект насмешек? Скажете, что ребенок сам виноват? Может быть, но от подобных ситуаций не застрахован никто.
Одной из важнейших установок перед началом учебного года и во время учебы является поддержка. Скажите ребенку: мы с тобой; мы всегда защитим тебя; мы поможем тебе; мы поддержим тебя. Но не говорите: мы сделаем за тебя; всех «порвем» за тебя.
Научите ребенка доверять вам, честно рассказывать обо всех проблемных ситуациях. Научитесь решать вопросы вместе с ребенком, согласовывать с ним свои действия и не мешать ему самому решать проблемы.
Школьная пора – прекрасное время, которое во многом определяет будущее человека. Научите своего ребенка ответственности и самостоятельности, подарите ему веру в вашу поддержку – и вы справитесь с любыми трудностями.
Светлана Садовникова